ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© М.В.Доронина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Проблема одаренности в современной психологии обычно свя-зана с такими понятиями, как интеллект и творчество. Тем не менее, несмотря на длительную историю изучения одаренности, терминоло-гия еще не вполне установилась. Понятие «одаренность» имеет не-сколько толкований:

– представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития и т д.;

– генетически обусловленный компонент способностей, разви-вающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии;

– различные предрасположения к той или иной деятельности.

В приведенных характеристиках одаренность характеризуется во взаимосвязи с деятельностью. Каждому приходилось наблюдать, что в своей деятельности люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Это различие связано с индивидуальными особенностя-ми психики человека, которые называют способностями.

В психологии различают специальные способности (например, к тем или иным видам искусства, технике, языкам) и общие, или общие умственные способности, которые находят применение в очень многих видах деятельности (например, качества ума или особенности памяти). Способности выступают в единстве с приобретенными зна-ниями и умениями и не могут быть привнесены извне: они всегда несут на себе печать индивидуальности.

Следует различать такие понятия, как задатки, склонности и способности, поскольку это разные категории. Задатки — это то, что дано от природы, заданные предпосылки развития. У многих детей задатки так и не становятся способностями. Развитые задатки пре-вращаются в способности. Если это время упущено, то потом способ-ности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить. Склонности и способности как бы поддерживают друг друга. Склон-ности — это стремление, способности — это возможности.

Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Очевидна зависимость умственных возможностей детей от возраста и обученно-сти. Важно иметь в виду психологические данные о возрастной чув-ствительности, о тех периодах возрастного развития, когда обнаружи-ваются особо благоприятные условия для подъема соответствующих способностей.

Исследования в этой области показывают, что самое эффектив-ное освоение языка приходит в возрасте от 2-х до 5-и лет, освоение игры в шахматы и музыкальные способности проявляются также в более раннем возрасте, позже проявляются художественные и мате-матические способности.

Трудно определить разницу между талантливыми и одаренны-ми. В некоторых видах общественного функционирования одарен-ность представляется основным фактором — достижениями в науке, философии, технике, музыке, литературе и журналистике. Однако вклад в развитие общества вносят и талантливые люди.

Талантливые люди также являются одаренными.

Для выбора инновационных педагогических технологий в учебной деятельности с одаренными учащимися важен анализ их дея-тельности, как на уроках, так и во внеурочное время. В работе с ода-ренными детьми следует применять современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Стараться использовать современные педагогические тех-нологии, например, технологию развития критического мышления. Эта технология помогает понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его точки зрения.

Организатором обстановки творчества в классе выступает учи-тель. От его квалификации, мастерства, знания предмета и не в по-следнюю очередь от его человеческих качеств зависят возможность формирования у детей одаренности. Принципы работы с одаренными детьми:

1) реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2) использование системы развивающего и развивающегося об-разования на основе психолого-педагогических исследований, обес-печивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

3) психолого-педагогическое содействие процессам формиро-вания личности, эффективной реализации познавательных способно-стей учащихся;

4) развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в систе-ме базисного учебного плана, что является условием обеспечения до-минирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех ви-дов и форм творческой самореализации личности;

5) целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

6) максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

7) увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

8) индивидуализация обучения;

9) дифференциация обучения;

10) совместная разновозрастная работа учащихся под руковод-ством взрослых.

Для выявления и развития одаренных учащихся следует начать с отбора учащихся, которые проявляют общие и специальные способ-ности. Для этой цели могут использоваться методы (анализ деятель-ности, диагностирующий контроль, исследовательская беседа, игра, наблюдение, работа с родителями), педагогические технологии. Важ-ны также воспитывающая и развивающая среды. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятель-ностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её до-стижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Творческие способности, безусловно, дар природы. Распро-странено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность су-ществует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Одаренность не терпит застоя и самоудовлетворённости.

Важно использовать инновационные педагогические техноло-гии, позволяющие в динамике развития работать с одаренными деть-ми.