ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ КОСМОНАВТОВ ПО НАУЧНО-ПРИКЛАДНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ЭКСПЕРИМЕНТАМ

© Е.В.Попова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2016 г.

В докладе рассматривается одно из важных направлений подготовки космонавтов — подготовка к выполнению научной программы согласно «Долгосрочной программе научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте МКС. Версия 2012 года». Отмечается, что данная подготовка является весьма значительной по объему занятий. Анализируется количество и сложность космических экспериментов (КЭ), которые проводились на Международной космической станции (МКС). Учитывается, что специфика учебного процесса по подготовке по КЭ зависит от: направления исследования; эксклюзивной научной аппаратуры (НА); сложности операторской деятельности по работе с НА.

Каждый КЭ является индивидуальным и требует рассмотрения и выбора методик, подходов для подготовки космонавтов, проходит с использованием обязательных программно-методических документов: программа КЭ, в которой предусматривается обеспечение требований технического задания (ТЗ) на КЭ, определяется содержание и объем основных работ по КЭ, требования к их выполнению; методика проведения КЭ, в которой определены последовательность выполнения операций с НА и служебными системами пилотируемого космического комплекса (ПКК), а также действия экипажа при проведении КЭ; эксплуатационная документация по КЭ.

На основании имеющегося опыта подготовки космонавтов в докладе освещается использование психолого-педагогических подходов, направленных на формирование знаний и навыков космонавта к выполнению КЭ в условиях микрогравитации. Приводится внешняя структура подготовки, состоящая из основных компонентов, таких как мотивация, учебные задачи (в определенных ситуациях космического полета), учебные действия (используемые методы подготовки), контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку.

Приводятся примеры о том, что ученые привлекают космонавтов как экспертов в приемо-сдаточных испытаниях при разработке НА, также космонавты занимаются на учебных установках и стендах, слушают лекции выезжают на ознакомление с научными лабораториями в научные организации, являющиеся постановщиками КЭ, участвуют в составлении и оформлении бортовой эксплуатационной документации.

Делается вывод о том, что совокупность всех составляющих учебного процесса характеризуется качеством выполнения научной программы в космическом полете. Специфические особенности учебного процесса в подготовке космонавтов по научно-прикладным исследованиям и экспериментам, определяются индивидуальным подходом к программе подготовки для каждого космонавта в зависимости от его опыта полета, опыта проведения космических экспериментов и сложности выполнения экспериментов в условиях космического полета.