ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В ЦЕЛЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© А.П.Семина, М.А.Федотова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Оценка персонала — набор инструментов и методик, позволя-ющих на основе анализа результатов оценочных мероприятий, принять управленческие решения либо разрабатывать и совершенствовать методы обучения и развития персонала с учетом индивидуальных результатов оценочных мероприятий для той или иной должности.

Оценка помогает специалисту по управлению персоналом ре-шить следующие задачи: разработать рекомендации по эффективному управлению персоналом, оценить мотивацию и профессиональную характеристику работников, оптимизировать структуру и функции в компании, определить потребность персонала в обучении. Оценку персонала проводят, когда необходимо расширить производство, то есть при появлении новых филиалов, при реструктуризации компании и при разработке кадровой политики и кадрового резерва. В основном сейчас на практике организации проводят оценку только в двух случа-ях: при открытии новых площадок и подразделений или при необхо-димости сокращения штата, т.е. оценку не часто используют для обу-чения и развития персонала.

Существует множество различных методов оценки персонала: оценка по KPI, аттестация, интервью по компетенциям, тесты способ-ностей, личностные опросники, оценка «360 градусов», ассессмент-центр, метод «Mysteryshopping». Разные методы оценки преследуют различные цели оценки. Например, при определении сильных и сла-бых сторон персонала разумнее использовать метод «360 градусов» и ассессмент, для контроля уровня знаний используют аттестацию, при оценке кандидатов при приеме на работу — опросник, тесты способ-ностей, интервью. Оценка необходима на всех этапах движения персо-нала: подбор персонала, адаптация, развитие и обучение, мотивация, кадровое перемещение и высвобождение.

Самой затратной, но при этом эффективной оценкой считается оценка в ассессмент-центре. Центр оценки может оценить не только профессиональные качества сотрудника, но и личностные, особенно это помогает при необходимости решения вопросов кадровой ротации. Эксперты анализируют сотрудников: изучают результаты тестирования, проводят с ними интервью, смотрят на поведение в различных бизнес-ситуациях, т.е. применяют комплексный подход, который помогает избежать субъективности в оценке. При оценивании используют следующие стандарты: российский стандарт центра оценки, созданный в 2013 году; международные нормативы по АЦ; национальные стандарты (Великобритании, ЮАР, Германии и прочее).

Необходимо проводить оценку сотрудников до начала обуче-ния, чтобы выяснить, какими знаниями обладает сотрудник, какие компетенции у него развиты в недостаточном объеме с целью создания грамотной программы обучения для каждого сотрудника компании, чтобы методы и способы обучения соответствовали стра-тегическим целям организации и работали на перспективу.

Существуют Корпоративные университеты (академии) у таких крупных организаций, как: Росатом, Сбербанк, Ржд, PwC, Газпром-нефть и др. Корпоративный университет — это система внутрифир-менного обучения и развития персонала, которая неразрывно связана со стратегическими целями компании. Например, Сбербанк использу-ет различные формы обучения: применяет смешанные формы, очные и электронные. Обучают в основном руководителей высшего, среднего и линейного звена.

Корпоративный университет необходим следующим компани-ям: продающие компании; организации, испытывающие нехватку в узких специалистах; компании, заботящиеся о репутации и стоящие на пороге изменений. Например, объединение ОРКК и РОСКОСМОСА в Госкорпорацию «РОСКОСМОС» привело к необходимости создания корпоративной академии РОСКОСМОСА. Изменения невозможны без понимания и поддержки со стороны сотрудников — от высшего руко-водства до рядовых рабочих. Решить эти проблемы помогает корпора-тивная академия.

Задачи, которые решает корпоративный университет: выявление потребности в обучении, адаптация, аттестация и оценка персонала, подготовка лидеров и создание кадрового резерва, управление талантами, формирование корпоративной культуры, поддержание престижа компании на внешнем рынке.

Корпоративная Академия РОСКОСМОСА — это обучение ру-ководителей, подготовка кадрового резерва, оценка компетенций пер-сонала, функциональное обучение и экспертиза, сопровождение внед-рения изменений, а также управление знаниями в отраслевой системе.

Данное исследование направлено на изучение оценки персонала в организациях, различных методов оценки, принципа работы ассессмент-цетра, на выявление связи оценки персонала и их обучения и развития, на определение задач, целей оценки и роли корпоративного университета (академии) в ракетно-космической про-мышленности на примере РОСКОСМОСА.