ПАРАДИГМА КОСМИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗЕМЛИ И НООСФЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

ПАРАДИГМА КОСМИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗЕМЛИ И НООСФЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

© Ю.Задубровская, Я.Скрипка, Л.Чернега, А.Буфтяк, А.Щербаков, Ф.Парсентьев, А.Ковалев, В.И.Флоров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Выход Человека в космос — не одноэтапный акт. Столь же верно и то обстоятельство, что он не сводится только к решению технических задач. Очевидно, что выход Человека в космос сам по себе есть первый шаг космизации его производства. Что мы не первые говорим об этом ясно из плана К.Э. Циолковского завоевания космического пространства, написанного им еще в 1926 году.

Если первый шаг подразумевает освоение некоторой области космического пространства (орбиту, область посадки на какое-либо космическое тело), то второй и следующие потребуют углубления процесса производства в различных его областях. Это прежде всего освоения материально-энергетических ресурсов космоса и их преобразования в процессе постепенного создания больших космических систем экологического управления планетой. В своем плане К.Э. Циолковский не исследует этапов развития космонавтики, связанных с Землей. Но мы сегодня понимаем, что такой этап неизбежен. Опираясь на материально-энергетические ресурсы, прежде всего, Луны Земля станет более пригодной для жизни социально развивающегося и количественно растущего человечества. И базой этого станет космическое хозяйство Земли, постепенно, охватывающее наше земное хозяйство в единое космическое хозяйство человечества. Человечество, как производственная сила, приобретает черты силы космического масштаба.

Мы живем в ответственный момент истории. Заканчивается чисто Земная ветвь магистрали развития Человечества. На ее исторических «перегонах мы (Человечество) натоптали немало «костей» наших великих пращуров, приведших нас к началу космической ветви нашей магистрали. Мы — это они. Они подготовили все, что мы сегодня имеем. Наше уважение к их величию может существовать только в своем инобытии, как наша ответственность перед будущим человечеством. Наша осознанность необходимости идти далее есть переплав нашего уважения к прошлому в эту ответственность перед будущим.

Но здесь нас поджидает другое чувственное восприятие нашей реальности, наших возможностей передачи. Что мы должны передать и что должны отсечь. Много сложных вопросов накопилось, прежде всего, в отношениях между людьми. И ком проблем растет. Кажется очевидным, что «физическая сила Человечества», достаточна для того, чтобы уничтожить себя и созданную своей великой и трагической историей культуру. Есть ли в ней посев, который взломает скалы невежества и даст людям ясную и понятную культуру человеческих отношений. И разве это не космическая задача Человечества, не этап развития космонавтики?

Циолковский много внимания отдал этой задаче. В.И. Вернадский со своими единомышленниками в ходе исследования Земли как планеты понял, что эта задача будет решена в ходе развития самой Земли через ее материальные сферы, как финал такого развития, как возникновение и развитие ноосферы, сферы разума. К. Маркс не выходил в своих исследованиях на космонавтику. Но человеческому обществу как развивающейся системе он посвятил много внимания. Он понял, что история наша делится на две части: на предысторию и осознанную историю. Для первой характерны отношения между людьми, формируемые противоречием между живым трудом и накопленным трудом (культурой). Переход к осознанной истории начинается с преодоления этого противоречия. Но разве это не признак надпланетной космической силы?