ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Исследование проведено при финансовой поддержке Россий-ского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 16-16-40024а (р)

Образованию XXI в. принадлежит ведущая роль в распростра-нении моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой и стимулом интегративных тенденций в современ-ном мире. Вследствие этого важно обращать внимание на актуализа-цию философско-педагогических идей, связанных с духовным совер-шенствованием человека не только в личностном, но и в общечелове-ческом, космическом масштабе.

К.Н. Вентцель, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский по праву считаются основоположниками космической педагогики, которая воз-никла в России в первой половине XX в. как новое, перспективное и прогностическое направление.

Методологической базой космической педагогики является фи-лософия русского космизма, крупнейшими представителями которого были такие философы и ученые, как Д. Л. Андреев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, А.К. Горский, В.В. Доку-чаев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, В.Ф. Одоевский, В.С. Соловьев, А.В. Сухово-Кобылин, Е.И. и Н.К. Рерихи, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.А. Шмаков и др.

В основе философии и педагогики космизма лежит восстанов-ление естественных связей человека с окружающим миром, природой, культурой, историей; расширение миропонимания человека до косми-ческого уровня, возрождение духовно-чувственного образа жизни, нравственных ценностей и идеалов, развитие познавательных и твор-ческих способностей человека. При этом человек не выступает венцом творения, он — лишь этап развития, ступень эволюции. Люди будуще-го способны на то, чего современники не могут и представить, союз природы и разума сулит человечеству немалую выгоду.

Созидание космического будущего человечества предполагает воспитание соответствующего Человека.

Одним из определяющих факторов возникновения космической педагогики явился научно-технический прогресс. Крупнейшие откры-тия в мире (радиоактивность, радиоволны, рентгеновские лучи, слож-ное строение атома, электрон и др.) не укладывались в рамки господ-ствующих до них естественнонаучных представлений, что привело к созданию новой картины Мира. В конце XIX – начале XX вв. естество-знание в тесной связи с развитием техники совершило громадный ка-чественный скачок: появились новые средства выполнения экспери-ментальных исследований, решились возникшие сложнейшие теорети-ческие проблемы, произошла последовательная дифференциация от-дельных областей научных знаний на все более узкие специальные отрасли и одновременно — интеграция, при которой обособленно раз-вивающиеся науки связались между собой пограничными дисципли-нами (астрофизика, геобиохимия, космобиология и др.).

Российскими учеными-космистами (Вернадским, Вентцелем, Умовым, Федоровым, Циолковским, Чижевским и др.) уже в начале XX в. высказывались мысли о том, что все величайшие завоевания науки и техники должны быть направлены только на пользу человечеству, а не способствовать усовершенствованию средств уничтожения людей. Благодаря научно-техническому прогрессу, человек за короткое время существенно расширил свои возможности. Проблема, по мнению ученых-космистов, заключается в том, что естественнонаучный прогресс опережает духовно-нравственное развитие человека. Поэтому развитие сознания человека, его духовности и чувства ответ-ственности должно начинаться с ранних лет жизни под руководством опытных и духовно-нравственных педагогов, наделенных сознанием космоэволюционной роли человека.

Идеал русских космистов заключается в гармонической связи человека с природой, взаимодействии человека и космоса, а выдвигае-мое ими условие реализации этого идеала — единение человечества в планетарную общность, что отражают сегодня глобальные интеграционные процессы в мире и указывает на важность изучения социальных отношений.

Особый интерес представляет собой педагогическое наследие Вентцеля последнего периода его творчества, известное как «космиче-ское воспитание» или «космическая педагогика». Особое значение имеет то, что Вентцель, осуществив уникальный синтез двух великих идей — свободного и космического воспитания, сделал попытку под-вести под свои философские идеи психолого-педагогическое основа-ние, что дает возможность проектирования на их базе целостного пе-дагогического процесса.

Целью космической педагогики Вентцеля является приближение человека к совершенству.

В качестве задач космической педагогики можно предложить следующие идеи Вентцеля:

1) воспитание ребенка как свободной творческой личности (раз-витие индивидуальности, личного самосознания), при этом результа-том должно явиться осознание индивидом своей личной жизни в ее целостности и творческом движении;

2) воспитание ребенка как члена общества (развитие социального сознания), результат — понимание человеком своего единства с некоторой социальной группой (в идеале — с человечеством), все более расширяющейся и поднимающейся к более и более высоким формам гармонического существования;

3) воспитание ребенка как гражданина Вселенной (развитие космического сознания), результат — уяснение человеком общности своей жизни с жизнью космической, развивающейся в направлении все большего совершенства.

Циолковский был выдающимся педагогом и воспитателем. У Константина Эдуардовича нет ни одной научной статьи, полностью посвященной педагогической работе (кроме, пожалуй, «Какой тип школы желателен»), но анализ его автобиографических работ и отче-тов показывает, что у него сложилась стройная система приёмов и принципов, вполне соответствующая прогрессивным идеям ведущих педагогов того времени (К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писа-рева и других). Среди этих принципов мы можем выделить следую-щие:

– «от частных случаев — к общему закону»,

– «соблюдение меры трудности»,

– «о познании класса судить по ответам слабейших учеников»,

– «применение наглядности для лучшего восприятия материа-ла»,

– «необходимость использования межпредметных связей»,

– «полная свобода в получении знаний»,

– «учить тому, что нужно для существования человека»,

– «создание условий для активной познавательной деятельно-сти, для выражения учениками своих мнений, своего понимания, свое-го мнения о предмете, явлении»,

– «отсутствие отрицательных оценок».

Педагогические принципы антропокосмической концепции вос-питания Циолковского тесным образом связаны с теориями русских космистов и не утратили своей актуальности ни в философском, ни в педагогическом плане.

 
 

Ссылки партнёров