ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛУННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ СОКРОВИЩ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

© А.В.Багров, А.В.Павлов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Накопленные человечеством сокровища материальной культуры постоянно подвергаются риску уничтожения в результате пожаров, наводнений, механических разрушений. Уже навсегда утрачены Александрийская библиотека, артефакты доколумбовой Америки, библиотеки и картинные галереи, погубленные войнами, наводнениями и при тушении пожаров. Возможные стихийные бедствия, такие как землетрясения, цунами, извержения вулканов, а также глобальные изменения климата и вполне вероятные угрозы из космоса продолжают список причин, из-за которых сохранившиеся ценности могут быть утрачены в будущем. Особую опасность для предметов мировой культуры представляет деструктивная деятельность религиозных фанатиков, чему, как ни печально, множатся свидетельства уже и в наше время — достаточно упомянуть уничтожение скульптурных и архитектурных комплексов и музейных сокровищ в ходе гражданских войн в Афганистане, Сирии и даже в Европе в бывшей Югославии и на Украине. Короче говоря, планета Земля является не самым безопасным местом для предметов, которые культурное человечество желало бы иметь возможность сохранить для своих потомков в первозданном виде спустя тысячелетия после нашего неспокойного времени.

Но оказывается, что Природа позаботилась о том, чтобы создать в не совсем шаговой, но все же реальной доступности от нас нечто, подходящее для использования в качестве гигантского сейфа, могущего вместить и уберечь практически неограниченный объем дорогих для нас ценностей. Речь о естественном нашем спутнике — Луне. В подземных постройках на Луне могут быть созданы идеальные условия для сохранения хрупких и легко уничтожимых ценностей мирового значения. В герметичных помещениях несложно создать атмосферу, исключающую возможность возгорания бумажных носителей, художественных полотен и деревянных изделий, а также жизнеспособности всех форм бактерий, способных их разрушать. В этих помещениях никогда не случится наводнений и землетрясений, поэтому в них в абсолютной сохранности можно будет сберегать шедевры из керамики, стекла, мрамора, металлов и пр.

Прочность и толщина стен и перекрытий лунных построек в базальтовых коренных породах исключают также возможность несанкционированного доступа к охраняемым помещениям, каждое из которых можно рассматривать как банковский сейф, причем способный выдержать применение любого воздействия, вплоть до атомного взрыва.

Падение астероида, как и взрыв атомной бомбы, в условиях отсутствия атмосферы будет иметь очень локальные последствия. Они ограничатся, собственно, воронкой от взрыва. Нужна дьявольская избирательность, чтобы астероид попал именно в тесную музейную зону, и вызвал грандиозные разрушения. Скорее всего, самые ценные экспонаты будут на нижних этажах, которые будут дополнительно укрыты сверху несколькими десятками этажей с полуметровыми базальтовыми перекрытиями. Облик Луны показывает, что уже несколько миллионов лет на ней не возникают кратеры даже 100-метрового диаметра, так что прежде, чем что-то разрушительное рухнет на Луну, человечество успеет создать систему противодействия оному. Таким образом, с точки зрения защиты от природных катаклизмов Луна представляет на порядки более безопасные условия, чем это достижимо на Земле.

Луна предоставит поистине уникальные возможности для репликации архитектурных шедевров. Роботизированный метод прокладки тоннелей в ее грунте позволяет повторить детали интерьеров любых наземных сооружений с любым уровнем детализации. Эта возможность может быть использована, например, при создании музейных зон в комплексах лунных строений. С учетом размеров Луны и значительно меньшей, чем на земле силы тяжести, в ее базальтовом слое можно будет создавать помещения любых размеров, что позволит размещать в них базальтовые копии земных архитектурных шедевров, таких как Нотр Дам, храм Василия Блаженного, Абу-Симбел, и даже пирамиды Гизы.

Суммарную площадь главных музеев и библиотек мира можно оценить как 100 км2. Если «Музейный Комплекс» на Луне будет спроектирован всего на 100 этажей (чтобы в его атриуме поместились грандиозные постройки прошлого), то такой комплекс полностью поместится на участке площадью 2х2 км, то есть займёт ничтожную часть поверхности Луны. В реальности более целесообразным было бы создание нескольких «музейных комплексов» — хотя бы с целью минимизации ущерба от возможного (пока!) падения на Луну крупного астероида.

Разумеется, направления использования объемов лунных «внутренностей» могут быть неизмеримо разнообразнее, включая многочисленные индустриальные и экономически привлекательные виды деятельности. Тем не менее, авторам представляется, что обозначенная здесь цель — неограниченно длительное сохранение, прежде всего, уникальных оригиналов культурных ценностей, а затем и образов, копий, реплик ценных земных культурных и исторических объектов, — должна рассматриваться как один из высших приоритетов при долгосрочном планировании освоения ресурсов Луны. Безопасность в подземных помещениях на Луне — это, пожалуй, один из важнейших ресурсов Луны. И конечно, под задачу сохранения и экспонирования культурных ценностей потребуется выделение и резервирование некоего объема лунных недр (как показано выше — относительно очень небольшого!), что должно быть согласовано на международном уровне с учетом интересов всех будущих пользователей ресурсов Луны. Здесь мы подходим к весьма сложному вопросу о способе принятия решений земным сообществом касательно использования лунных ресурсов.

Основным источником минерального сырья на Луне будут, конечно же, сами лунные базальты. Добычу базальтов наиболее рационально будет вести проходческими методами, потому как все подземные выработки можно использовать потом как обитаемые помещения. Продолжительная добыча базальтов неизбежно приведёт к избытку помещений, которые можно использовать по самым разным назначениям. Поэтому даже проходку тоннелей будет нужно вести в соответствии с планами последующего использования этих помещений. В частности, уже в процессе проходки тоннелей, которые предполагается использовать как музейные помещения, стены и потолки тоннелей можно обрабатывать гравировальными копировщиками со всеми деталями реплицируемых помещений.

Решение человечеством задачи освоения Луны будет связано с выполнением некоторых технических, юридических и экономических условий.

Первое и, конечно, главное это наличие технической возможности обеспечения большого грузопотока между Землёй и Луной. Развитие современных технологий обещает появление такой возможности без применения ракетной техники, т.е. создание лунного лифта в обозримом будущем, по сегодняшним оценкам — на горизонте порядка 50 лет. Концепция такой транспортной системы уже разработана, а над её элементной базой активно работают ученые всего мира.

Вторая по значимости, но первая по времени, должна решаться проблема международного правового режима использования Луны как одного из ресурсов космического пространства. На эту тему написан ряд работ, где рассматриваются различные возможные подходы к ее решению.

Третья группа вопросов является основной для достижимости обозначенных нами целей: это экономическая сторона вопроса. Ясно, что сооружение необходимых хранилищ, перемещение на Луну сокровищ, причем со 100% гарантией доставки их в целости и сохранности, организация их хранения и т.д. все это будет связано с беспрецедентными затратами. Не является ли по этой причине весь этот проект заманчивой сказкой, обреченной на забвение? Как ни удивительно, наш анализ показывает, что у такой сказки есть высокие шансы стать былью.

Если стоимость строительства исчислять не суммой затрат на него, а стоимостью строительства и эксплуатации построек на сколько-нибудь значительный период, то лунное строительство приобретает несомненное преимущество. По нормативам эксплуатации земных зданий, стоимость их амортизации доходит до 1% в год [6]. На Луне, где все постройки будут сохраняться сотнями тысяч лет, амортизация будет близка к нулю, так что стоимость 1 кв.м. помещений, отнесённая к году эксплуатации, окажется на порядки дешевле, чем на Земле. Следует принимать во внимание еще один аспект, снижающий стоимость строительства на Луне. Небольшой строительный робот на солнечной энергии, способный за 5 лет построить около 100 м2. защищенных от радиации помещений, может стоить несколько миллионов рублей, то есть стоимость строительных работ на Луне уже близка к стоимости строительства в Москве. Это позволяет приступить к строительству помещений на Луне даже не дожидаясь отправления на неё пилотируемых экспедиций.

Наконец, помещения такого уровня сохранности можно использовать не только для сбережения культурных ценностей, но и как частные сокровищницы и даже как персональные убежища от мировых катастроф. Заинтересованные в такого рода их использовании частные лица могут выступать в роли инвесторов сооружения комплекса лунных объектов, что может явиться существенным вкладом в окупаемость проекта.