ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ С УЧЕТОМ ТЕНДЕНЦИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ

© С.А.Володина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Существенные изменения факторов внешнего окружения по-следних лет приводят к необходимости разработки или пересмотра требований к компетенциям персонала организаций. Несмотря на то, что в ряде организаций различных секторов экономики уже имеются подобные наработки, необходимость создания отраслевой и корпора-тивных моделей профессиональных компетенций не вызывает сомне-ний ввиду складывающихся тенденций.

В настоящее время деятельность отрасли более чем на 90% находится в сфере госзаказа, что при всех преимуществах государ-ственной поддержки в определенной степени ограничивает возможно-сти ее реформирования. Одним из перспективных направлений страте-гического развития отрасли остается диверсификация и коммерциали-зация ее деятельности (работы над которой ведутся с начала 1990-х гг.), что позволит отрасли развиваться в условиях бюджетных ограни-чений более успешно с точки зрения возможности роста инвестиций, конкурентоспособности продукции и т.д. Это также связано с необхо-димостью повышения производительности труда в отрасли не менее чем в 3-5 раз в среднесрочной перспективе.

Подобные тенденции не могут не сказаться на требованиях к будущим компетенциям работников отрасли, которым предстоит дей-ствовать в условиях усиления конкуренции и неопределенности во внешнем окружении и внутренней среде организации. Исполнитель-ность и четкость исполнения указаний руководства, актуальные при выполнении госзаказа, остаются в силе, но в целом набор требуемых компетенций значительно расширяется и может включать несколько блоков, значимость каждого из которых определяется направлениями деятельности корпорации и конкретной специализацией каждой кате-гории сотрудников.

 Профессиональные навыки (работоспособность в неопреде-ленных и противоречивых ситуациях, своевременность принятия каче-ственных решений, одиночная и удаленная работа).

 Управленческие способности (согласование интересов, реше-ние проблем и управление конфликтами, делегирование полномочий).

 Способность к коммуникациям на различных уровнях (обще-ние, развитые навыки презентации, ориентация на потребителей).

 Интеллектуальный потенциал (мотивация к развитию, высокая обучаемость, творческие способности).

 Самооценка и оценка других (объективность, развитие соб-ственной карьеры и подчиненных).

 Определение приоритетов(целеустремленность, этические и моральные ценности, баланс работы и личной жизни).

Модель компетенций для каждой из перечисленных позиций включает три градации профессиональной квалификации сотрудников: недостаточно квалифицированного, квалифицированного и с избыточной квалификацией.

Проработана укрупненная структура работ по внедрению модели профессиональных компетенций.

К основным проблемам внедрения модели профессиональных компетенций можно отнести нежелание руководителей высшего звена менять устоявшуюся кадровую политику, в которой основное внима-ние уделяется лишь профессионально-техническим навыкам и испол-нительности сотрудников.

Применение формализованной модели профессиональных ком-петенций позволяет в большей степени раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников и снизить субъективизм в управлении персо-налом за счет снижения неопределенностей при принятии управленче-ских решений.