ПОДГОТОВКА АВИАЦИОННЫХ ИНЖЕНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВЫАНИЕМ КОМПЛЕКСНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

© А.Г.Капустин, Е.ВБалич
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Анализ использования компьютерных учебных курсов и трена-жерных систем показал, что наиболее полной и результативной фор-мой обучения авиационных инженеров являются комплексные обуча-ющие системы (совокупность учебно-справочной и тренажерной си-стем).

Назначение комплексной обучающей системы следующее: обу-чение полному объему знаний о назначении, устройстве и работе си-стем авионики и мехатроники; обучение управлению сложными тех-нологическими объектами при возникновении нештатных ситуаций; обеспечение устойчивых знаний и навыков; выработка необходимой реакции на возмущения разного рода; обеспечение оптимального вза-имодействия инструктора и обучаемых. Создание учебно-справочной системы осуществляется по следующему алгоритму: определяется область знаний; создается сценарий; осуществляется сбор материалов по сценарию и верстка-интеграция текстовой и иллюстративной информации; создается и верстается интерактивная анимация; интегрируется готовая учебно-справочная система, обеспечивающая заданную полноту представления материала (текстового и иллюстративного) по данной предметной области.

Работа учебно-справочной системы организована на основе мультимедийных технологий. Эти технологии обеспечивают: задан-ную полноту представления материала; свободный выбор направления изучения (за счет гибкого гипертекста); представление текстового и иллюстративного материала; представление видеофильмов, поясняющих устройство систем авионики и мехатроники и их работу; анимационное представление иллю-стративного материала (обеспечивает возможность интерактивного взаимодействия обучаемого с изучаемым курсом); звуковое сопровождение изучаемого материала; вывод на печать заданных фрагментов курса для углубленного самостоятельного изучения, тестирования знаний в режимах самообучения и экзамена.

Учебно-справочная система может служить справочным посо-бием при практической деятельности обучаемого. Полная отработка понятийных логических и моторных навыков работы с бортовым обо-рудованием производится в режиме использования математических и компьютерных моделей (математические модели систем авионики и мехатроники; компьютерные анимационные модели штатных пультов, клавиатур контроля и управления; математические модели возникно-вения сложных нештатных ситуаций; модели штатных алгоритмов управления системами бортовых комплексов и др.). Совокупность этих моделей образует тренажерную систему всего комплекса борто-вого оборудования воздушного судна.

При обучении в режиме с математическими и компьютерными моделями обучаемый обладает возможностями: проследить работу систем авионики, мехатроники и бортовых систем в штатном режиме и изменения в их работе при изменении технологических режимов; про-контролировать работу системы управления сложных технологических объектов по отработке возмущений; выбрать и реализовать с помощью компьютерных моделей штатных средств управления нужный режим работы технологических систем; проследить работу бортового оборудования при действии сложных нештатных ситуаций и ликвидировать эти ситуации, соблюдая заданный порядок действий; убедиться в правильности выполнения действий через регистрацию действий обучаемого и сравнения их с эталонными; получать оценку действий со стороны инструктора.

Комплексная обучающая система может быть использована в двух вариантах. Во-первых, как учебно-справочная система в учебных заведениях и на предприятиях для получения необходимых навыков управления технологиями любой сложности. Во-вторых, как собственно тренажерная система для выработки устойчивых логических и моторных навыков управления сложными технологиями (космонавтика, авиация, атомные и тепловые электростанции, нефтехимия и т.д.).