ПОДГОТОВКА ПОЛЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВНЕКОРАБЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ РКК «ЭНЕРГИЯ»

ПОДГОТОВКА ПОЛЁТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ВНЕКОРАБЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ РКК «ЭНЕРГИЯ»

© А.Ф.Полещук
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космического производства"
2016 г.

Доклад посвящён функциям и роли экспериментально-испытательной базы внекорабельной деятельности (ВКД) РКК «Энергия» в становлении и развитии средств и технологии ВКД. Наземная экспериментальная отработка, испытания, моделирование условий ВКД – факторы, определяющие успех операций ВКД.

Для отработки ВКД применяется метод полунатурного физического моделирования, при котором система «человек-скафандр», конструкция отсеков, и технические средства ВКД представлены в натуре, а невесомость моделируется при полете самолета по параболе, в условиях гидросреды или на стенде механического моделирования невесомости. Стенд обезвешивания «Селен» в РКК «Энергия» по существу является полигоном для активных опережающих поисковых работ, формирования технико-эргономических требований, предпроектного макетирования, оценки сопрягаемости оборудования со скафандром, испытаний оборудования, несовместимого с методами моделирования микровесомости в полёте самолёта и в гидросреде. В 2012–14гг. осуществлена глубокая модернизация стенда «Селен», позволяющая имитировать условия 0,16g и 0,38g.

Отработка действий космонавтов на поверхности Луны — отдельное направление в методике ВКД. В режимах 0,16g были определены особенности пребывания в лунной тяжести: возможности перемещения, выполнения рабочих движений; отработаны геологические инструменты и весь спектр задач, которые могли быть поставлены перед первой десантной экспедицией на Луну (1970г.).

РКК «Энергия» располагает макетами модулей станции, изготовленными со степенью приближения, достаточной для решения плановых задач ВКД. При возникновении новых задач макеты оперативно дооснащаются оборудованием, размещаемыми в функциональных зонах экипажа. Тренировки экипажа по методике и в объёме, определёнными на этапе экспериментальной отработки, успешно проводились на тех же технических средствах. Адекватность разработанных методов отработки, испытаний и тренировок подтверждена продуктивностью и безопасностью ВКД в натурных условиях.