ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© М.Е.Буслаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-40018

Образование — не столько «заказ» социума, сколько миссия че-ловека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося челове-ка. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствую-щих сфер познаваемой действительности.

Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование суть творение, а не присвоение.

Смысл творчества заключается в самой природе существования человека, этот смысл не может быть понят из замкнутой системы бы-тия. Отечественные философы связывают смысл творчества человека с продолжением акта божественного творения. Творчество человека есть его «выход из себя» (Н.А. Бердяев). Осуществляемое каждым ин-дивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический ха-рактер. Процессы познания и творения относятся не только к внешне-му, но и к внутреннему миру ученика. В обучении учащийся проявляет себя, прежде всего, в тех способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. В этом состоит принцип персонализма в обучении.

Важнейшая особенность человека, описанная русскими фило-софами — открытость неизвестному, новому, будущему.

К.Э. Циолковский (1857–1935), например, разработал формы будущего существования человечества и предпринял конкретные шаги в этом направлении — создал теорию ракеты для космических полетов, философскую теорию «лучистого человечества».

Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточно-стью подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка. Воспитывать этих детей, формировать их лич-ность в правильном направлении довольно трудно, так как их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Ряд особенностей детей с нарушением интеллекта обуславливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эти особенности обуславливают инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает отпечаток на структуру их личности.

Умственно отсталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение в специальной (коррекционной) школе имеет решаю-щее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилита-ции в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, то есть исправление присущих этим детям недостатков.

Весьма важным является учение Л.С. Выготского о соотноше-нии обучения и развития. Обучение становится развивающим только тогда, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка, поэтому дефектолог должен опираться не только на уровень актуаль-ного развития (на сформированные психические функции), но и на зону ближайшего развития, то есть на психическую функцию, нахо-дящиуся в стадии формирования.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.

При правильном воспитании и обучении ребенка с нарушением интеллекта в условиях специальных учреждений он в дальнейшем сможет адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.