ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО-ПЕДАГОГА

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Согласно российскому образовательному праву конца ХIХ – начала ХХ века, основная масса преподавателей средней школы про-ходила подготовку в учительских семинариях, университетах, расши-рялась сеть высших учебных заведений, которые готовили педагогов, организовывались учительские курсы, но учителей по-прежнему не хватало. Несмотря на эту нехватку, в России был накоплен суще-ственный опыт в организации педагогического процесса.

Известный педагог К.Э. Циолковский семинарий и университе-тов не кончал. Профессию учителя основоположник теоретической космонавтики выбрал не случайно. Почти полная потеря слуха в дет-стве позволила ему окончить лишь два гимназических класса. Решив заняться самообразованием, будущий ученый самостоятельно овладе-вал знаниями: изучал физику, механику, химию, высшую математику. Желая посвятить себя науке, юный Циолковский пришел к выводу, что отсутствие классического образования исключает для него воз-можность занятий наукой, поскольку заработка не принесет. Служба же учителя даст приличный заработок и время для занятий наукой. Циолковский выбрал математику. Математику он считал самой важ-ной из всех школьных дисциплин и пользовался успехом как репети-тор по математике. К сдаче экзаменов подготовился самостоятельно. Экзамены сдал экстерном. Получив свидетельство на право препода-вания математики в уездных училищах, был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. К службе приступил в январе 1880 г. Как «один из способнейших и усерднейших преподавателей», в 1892 г. из Боровска был переведен в Калужское уездное училище. За 40 с лишним лет учительства в шести учебных заведениях Боровска и Калуги ему довелось преподавать физику, химию, астрономию, историю, географию, черчение, чисто-писание, рисование, исполнять должность смотрителя. Среди коллег пользовался авторитетом, выделялся мастерством. В учениках поощ-рял инициативу, самостоятельность, способствовал духовному разви-тию личности, нравственности. Был внимателен к самочувствию, настроению, переживаниям учащихся, стремился «привлечь учащих-ся, заинтересовать их знаниями», «чтобы знание было источником возвышенного счастья, а не источником мук и слез». Говорил о важ-ности применения знаний на практике, старался давать знания, под-крепленные наукой. Как ученый, был широко известен в научных кругах и в среде учительства. За примерный, добросовестный труд, профессионализм и солидный педагогический стаж награжден орде-нами Святого Станислава и Святой Анны 3-й степени, по причине военных событий не получил полагающийся ему орден Святого Ста-нислава 2-й степени. Так кратко можно характеризовать педагога Циолковского.

К тому времени, как молодой Циолковский приступил к препо-давательской деятельности, Министерством народного просвещения России неоднократно предпринимались меры по улучшению препо-давания отдельных дисциплин. В педагогике требовалась нагляд-ность. Циолковский придавал ей большое значение. Его самодельные измерительные приборы, воздушный шар и воздушные змеи помогали на уроках геометрии и физики. Уроки физики проводил с опорой на опыты, любил экспериментировать. Используя самодельную электро-форную машину, воздушно-вакуумный колокол, стереоскоп и зри-тельную трубу, превращал уроки в увлекательное действо.

В ХIХ веке была широко распространена методика фронталь-ного опроса. Эту методику Циолковский с успехом применял в педа-гогической практике. Ужесточались требования к образовательному цензу учебного персонала. Так, в 1898 г. Министерство народного просвещения разъясняло попечителям учебных округов, что в приго-товительных классах гимназий учителя начальных училищ препода-вать не могут, могут преподавать только те учителя, которые работа-ют в основных классах гимназий, или лица, имеющие звание не ниже учителя уездного училища. Специальным циркуляром от 13 мая 1898 г. попечителям учебных округов предлагалось приложить усилия к совершенствованию преподавания в учебных заведениях физики. Право на преподавание этого предмета теперь могли иметь только получившие на государственном экзамене по физике оценку «весьма удовлетворительно» и занимающиеся практикой в лабораториях. Считалось, что такие высококвалифицированные специалисты смогут поднять на должный уровень преподавание физики, широко применяя наглядность на уроках. В учебных заведениях с этой целью предпола-галось создавать физические кабинеты и требовать от учителей физи-ки проведение с учащимися опытных работ. В 1899 г. Циолковский был принят на службу в Калужское епархиальное женское училище, хотя право на преподавание здесь не имел: епархиальное училище было на ранг выше уездного. Но оценка «отлично» на государствен-ном экзамене, заслуженный авторитет талантливого педагога, учи-тельский стаж, уважение коллег, а также известность Циолковского-ученого сыграли положительную роль: Циолковскому предоставили уроки физики сначала временно, а затем на постоянной основе. Позже на ученого возложили ответственность за физический кабинет. Учи-тывая «образовательный ценз и действительные научные достоин-ства» Константина Эдуардовича, в этом учебном заведении ему предоставили также уроки математики.

Существенным фактором получения дополнительных доходов являлись частные уроки. В 1902 г. циркуляр Министерства народного просвещения предоставил преподавателям право давать уроки за пла-ту ученикам тех учебных заведений, где они состоят на службе. Циолковский был противником дополнительных занятий с детьми. Он смотрел на это как на «возможность подзаработать», связанную с умышленно заниженной оценкой учащемуся за четверть. В конце ХIХ – начале ХХ века планов по выпуску не существовало, и педагоги спрашивали с учащихся, не заботясь о «статистике». Циолковский «двоек» не ставил. Ставил «единицы». Каждая такая «единица» за невыученный урок под воздействием детских слез в результате по-вторного опроса переправлялась Константином Эдуардовичем в жур-нале на «четверку».

Помимо уроков, уставы средних учебных заведений преду-сматривали участие преподавателей в учебно-организационном про-цессе. Учителя наук и языков являлись членами педагогических сове-тов. Циолковский был членом совета Калужского епархиального жен-ского училища, педагогического совета Калужского казенного реаль-ного училища. Протоколы заседаний педагогического совета, подпи-санные ученым, свидетельствуют о доверительном отношении к нему со стороны сослуживцев, несмотря на то, что в 1897 г. он был принят в Калужское казенное реальное училище временно, «не по штатам». В годы советской власти ученый был членом школьного совета Калуж-ской 6-й советской единой трудовой школы 2-й ступени. В это учебное заведение Циолковский был избран коллегами, чем немало гордился.

В конце ХIХ – начале ХХ века преподаватели средних учебных заведений стали объединяться в общества, союзы. Существенное зна-чение профессиональные объединения приобрели с приходом совет-ской власти. Членом «Профессионального союза работников просве-щения и социалистической культуры» Циолковский стал, по-видимому, в 1919 г. В ноябре 1919 г. по ложному обвинению ученый был арестован, препровожден на Лубянку и приговорен к году испра-вительных работ. Усилия к его освобождению приложили члены школьного совета Калужской 6-й советской единой трудовой школы 2-й ступени, обратившиеся с письменной просьбой в правление проф-союза.

На рубеже ХIХ–ХХ веков учителя в массе своей ощущали себя чиновниками, к политике относилось равнодушно. Материальное по-ложение большей части учительства было относительно благополуч-ное. Учительский труд в средних учебных заведениях Москвы отно-сился к категории высокооплачиваемого. В Московском учебном округе учителя не бедствовали. Константин Эдуардович получал до-статочно, чтобы содержать большую семью. Однако большая часть денег уходила на издание научных трудов, исследования и экспери-менты. Увеличению доходов способствовало совместительство. Сов-мещать службу приходилось учителям «искусств», получавших зна-чительно меньше учителей «наук». Работа в трех-четырех местах счи-талась нормой. Циолковский преподавал «науки», но совмещать уроки в различных учебных заведениях ему приходилось в 1897, 1916–1917 гг.

В 1905–1907 гг. в стране существенно возрос поток учениче-ских петиций с требованием отстаивания личности учащегося, вежли-вого обращения к учащимся со стороны педагогического персонала. Особенно это касалось женских учебных заведений. Отношения учи-телей и учениц были жестко регламентированы положениями. Вопро-сы без разрешения на уроке, разговоры с учителем на переменах, вне школы рассматривались как провинность ученицы и учителя. Циол-ковский был сторонником свободного, доверительного общения уче-ниц и преподавателей. Но в присутствии классных дам старался при-держиваться принятых норм.

Как законопослушный гражданин, прежде всего в педагогиче-ской практике Циолковский руководствовался российскими законо-проектами и только потом — собственными знаниями и опытом.

 
 

Ссылки партнёров

http://www.zavodcepei.ru/ цепи приводные в самаре цепи приводные роликовые.