ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ КОСМИЧЕСКИХ ПУСКОВЫХ УСЛУГ

© В.Князева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Коммерческие проекты, инвестируемые за счет средств частных компаний, на рынке космических пусковых услуг стали развиваться сравнительно недавно (хотя государства активно привлекали частные компании в качестве подрядчиков для производства ракет-носителей, строительства космодромов и т. д.). Связано это было как с тем, что космическая деятельность традиционно относилась к прерогативам государства в связи с ее стратегической значимостью и потенциаль-ными рисками для государственной безопасности, так и с тем, что осуществление таких проектов предполагает значительные по вели-чине инвестиции с длительным сроком окупаемости (при этом гаран-тий окупаемости таких проектов не было).

В 2012 году был запущен первый частный транспортный кос-мический корабль Dragon от компании SpaceX (США). На данный мо-мент данный корабль является единственным действующим космиче-ским кораблем, предназначенным для грузоперевозок, способным воз-вращаться на Землю.

Современный рынок космических услуг за последние годы при-обрел ярко выраженную тенденцию к коммерциализации. В структуре средств, инвестируемых в космические разработки, частным компани-ям принадлежат 76%.

Преимущества частных компаний как игроков рынка космиче-ских пусковых услуг заключаются в следующем:

– Опора на частное финансирование. Отказ от государственного финансирования означает, что государство (и налогоплательщики) не несет рисков провала проекта (но при этом может стать его клиентом в случае успеха);

– Стремление к максимальной экономической эффективности при сохранении требуемого качества продукта. Эта эффективность достигается как за счет новых технологических решений, так и благо-даря отказу от громоздких бюрократизированных управленческих структур, характерных для госкорпораций;

– Расширение рынка потенциальных потребителей космических услуг (в том числе развитие космического туризма и даже разработка программ колонизации ближнего космоса), т. е. в конечном счете со-здание экономии на масштабе.

Легко убедиться в том, что эти преимущества во многом совпа-дает с теми выгодами, которые возникают при использовании аутсор-синга в государственной деятельности.

Развитие частных операторов пусковых услуг позволяет разде-лить сферы ответственности между государством и коммерческими компаниями. Частные предприятия могут взять на себя наиболее ком-мерчески привлекательный сегмент ближнего космоса (околоземное пространство), повышая качество своих услуг и снижая стоимость благодаря конкуренции, тогда как государство оставляет себе исследования в дальнем космосе, т. е. те виды деятельности, которые имеют стратегическую направленность, но при этом характеризуются низким уровнем экономической эффективности.

Это поднимает вопрос о целесообразности развития частной космонавтики в России. С одной стороны, как показывают проделан-ные выше рассуждения, частная космонавтика могла бы повысить шанс России на успех в космической гонке. Но, с другой стороны, ин-ституциональная среда нашей страны не благоприятствует развитию частного предпринимательства в такой чувствительной сфере.