ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАКЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ РАКЕТНОГО БЛОКА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ

ТВЕРДОТОПЛИВНАЯ РАКЕТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ РАКЕТНОГО БЛОКА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ

© М.Д.Крючков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2016 г.

Как известно из источников открытой печати, в России создаётся перспективный комплекс пилотируемой космонавтики. Задачи комплекса — осуществление пилотируемых полётов в ближнем околоземном пространстве, а также полёт на Луну. В основе комплекса лежит пилотируемый транспортный корабль (ПТК) разработки РКК «Энергия» и РН Ангара-А5. Для применения в составе комплекса, в Московском институте теплотехники разрабатывается новая система аварийного спасения — ракетный блок аварийного спасения (РБАС). Экспериментальная отработка РБАС, а также системы спуска и посадки возвращаемого аппарата (ВА) проводятся в комплексе. Для испытаний РБАС, средств спуска и посадки ВА предусмотрено четыре типа испытаний — четыре расчётных случая. Для проведения испытаний в зоне максимальных скоростных напоров было предложено использовать экспериментальную твердотопливную ракету (ЭТТР), состоящую из РБАС, ВА, имитатора двигательного отсека (входящего в состав ПТК), ДУ разработки МИТ, а также соединительных отсеков.

Основной задачей проектирования было определить облик ЭТТР, а также рассчитать стоимость проведения ОКР и двух испытательных пусков. Основным критерием баллистического проектирования ЭТТР было выполнение требований по скоростному напору в момент отделения РБАС и ВА, при выполнении прочих ограничений на траекторию. Изменения в конструкцию ДУ вносить не разрешалось. Основным инструментом изменения траектории оказалось применение балластного груза. В работе было рассмотрено применение различных ДУ разработки МИТ, различных конструктивно-компоновочных схем.

Был проведён расчёт стоимости ОКР по созданию стартового комплекса, ОКР по созданию ЭТТР, а также стоимости создания двух экземпляров. Стоимость работ оказалась дешевле одного пуска на штатном носителе.

Основной научной новизной явилось то, что при помощи твердотопливного двигателя, без внесения изменений в конструкцию, был сымитирован полёт жидкостной ракеты-носителя, а полученные результаты удовлетворяют ТЗ с допуском 5–10%.