ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ В ЭКИПАЖЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ В ЭКИПАЖЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

© В.О.Ефисько
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2016 г.

На безопасность полетов влияют различные группы факторов, такие как человеческий, технический фактор, неблагоприятные внешние условия. Среди них особую категорию факторов составляет человеческий фактор, основой которого является деятельность персонала авиационной системы. Как и во многих других сферах человеческой деятельности, в авиационной системе основным видом деятельности является групповой. От профессиональных качеств каждого члена авиационного коллектива зависит надежность системы в целом. Но так как люди работают в коллективах, то поэтому взаимоотношения, складывающиеся в таком коллективе, накладывают свой отпечаток на их поведение и работоспособность.

В работе были проанализированы проблемы в коммуникациях, проявившиеся в авиационных происшествиях за период с 2008 по 2014 годы, в странах, входящих в Межгосударственный Авиационный комитет. Большинство недостатков в коммуникациях отмечается в коммерческой авиации — 83%, в авиации общего назначения они составляют 17%. Также, в большей степени проблемы в коммуникациях проявились на самолетах — 72%, на вертолетах — 28%.

Самым важным недостатком в коммуникациях, проявившемся в авиационных происшествиях, является неудовлетворительное взаимодействие членов экипажа — 53%. На втором месте идет отсутствие инструкций по взаимодействию — 27%. Так же отмечаются такие недостатки, как комплектование экипажа без учета уровня профессиональной подготовки, отсутствие учета психологических особенностей личностей пилотов при комплектовании экипажа, недостатки взаимодействия экипаж-технический персонал и недостатки в коммуникации экипаж-диспетчер. Их доля составляет 5% от общего числа происшествий.

Проявления нарушений взаимодействия в экипаже делятся на следующие категории:

1. деятельностные, которые могут быть связаны с несогласованностью действий в экипаже, выполнениями действий за другого члена экипажа, несоответствие распределения функциональных обязанностей, которые регламентированы руководством по лётной эксплуатации;

2. коммуникативные, связанные с недостатками радиообмена, а именно запаздыванием сообщений, неправильным восприятием сообщений, выдачей взаимоисключающих команд, высокой плотностью радиообмена;

3. психологические, которые проявляются в авторитарном стиле управления, самоустранении командира от управления, перехода управляющей лидерской роли от командира к другим членам экипажа. Психологическая несовместимость членов экипажа.

Конфликт можно определить как противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Конфликты возникают на почве противоположности интересов и социальных установок людей. Конфликтующие стороны начинают меньше думать о работе, а больше о борьбе, растет личная неприязнь. Крупные конфликты потрясают всю группу и могут привести к ее распаду.

К конфликтным ситуациям могут привести следующие причины:

1. недостатки в организации производства, нормирования труда, использование моральных и материальных стимулов;

2. неправильные действия руководителей, связанные с недостатками в личных качествах, например, грубость и несправедливость;

3. взаимное непонимание людей, например, когда деловое замечание или полезная рекомендация руководителя воспринимается подчиненным как выпад против него.

Одним из надежных путей предупреждения конфликтов является подбор личного состава высокого качества и правильная расстановка кадров, при учете совместимости характеров. Преодоление конфликтов в экипаже является одним из способов снизить влияние человеческого фактора и повысить безопасность полетов.