ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© Е.Н.Буслаева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2016 г.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-40018

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изме-нений.

Инклюзивное образование — это первая инновация в россий-ской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, дефектологами, логопедами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностя-ми, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран и в Рос-сии — один из первых примеров борьбы родителей за образователь-ные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов образовательного процесса.

Не случайно введение понятия инклюзивного образования Са-ламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994) и при-нятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001) близ-ки по времени своего появления: оба эти документа выражают не про-сто признание неоднородности общества и его культуры, но и измене-ние отношения в обществе к этому разнообразию — осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми.

Идея инклюзии основана на концепции «включающего обще-ства». Она означает изменение общества и его институтов таким обра-зом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем, предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех чле-нов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (вклю-чая лиц с ограниченными возможностями здоровья), обеспечению ра-венства их прав и т.п.

Если инклюзия не обеспечивается соответствующим изменени-ем институтов, то ее результатом может становиться углубление соци-альной дезадаптации людей с ограниченными возможностями здоро-вья и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто подобных огра-ничений не имеет.

Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готов-ность общества к изменениям навстречу другому — важная предпо-сылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого общего образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Об этом же более ста лет назад говорил и писал наш знаменитый земляк К.Э. Циолковский, основоположник теоретической космонавтики, один из теоретиков авиации и воздухоплавания, писатель-фантаст и философ, а также педагог, на практике решавший проблемы обучения математике и физике, вопросы воспитания, организации школьного дела.

В своей преподавательской деятельности Циолковский стре-мился избавить учащихся от зубрежки, чтобы ученики не боялись наказания, занимались с интересом, дружески и с доверием относи-лись к учителю. Учитывая возраст и индивидуальные способности, природные задатки детей, их стремление к активной познавательной деятельности, он приучал учеников свободно выражать свои мысли.