ВЛИЯНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© А.Г.Гончар, В.Ю.Клюшников, Ю.Н.Макаров, Г.Чирков, Р.В.Шаповалов, В.Е.Ширшов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2016 г.

Согласно данным международной организации Space Foundation, объем мирового космического рынка по итогам 2014 года составил $330 млрд, что на 9% выше показателя 2013 года. На ком-мерческую долю рынка пришлось 76% — более $250 млрд (из них доля России — около $1,5 млрд), на государственный бюджетный сег-мент — $79,2 млрд (из них $43 млрд приходится на бюджет США). Объем выручки по итогам года составил $203,3 млрд ($84,1 млрд — у США).

По данным аналитической компании NewSpace Global, инвести-ции частных компаний в космическую индустрию за 1995–2005 годы составили чуть более $0,5 млрд, c 2006 по 2010 год — около $3 млрд, в 2010–2014 годах достигли $7,5 млрд, в 2015 году — порядка $2,6 млрд.

Среди частных компаний крупнейшими на космическом рынке являются SpaceX и Boeing. В сентябре 2014 года они получили кон-тракты NASA на создание космических кораблей Dragon V2 и CST-100 (Starliner) на $2,6 млрд и $4,2 млрд соответственно. В том же году SpaceX стала первой частной компанией, с кем NASA заключила кон-тракт на доставку астронавтов к МКС на $490 млн. Ожидается, что запуск будет осуществлен в 2017 году. Кроме этого, SpaceX имеет соб-ственный парк ракет-носителей Falcon, при помощи которых выводит на околоземные орбиты космические корабли и спутники. Сама ком-пания SpaceX оценивается более чем в $12 млрд.

Очевидно, что конкурентные преимущества на рынке космиче-ских услуг получат компании и предприятия, создающие высокона-дежные образцы ракетно-космической техники (РКТ), финансовые издержки при производстве и эксплуатации которых минимальны. Рыночные требования диктуют направления развития РКТ, в рамках которых принимаются проектно-конструкторские решения, позволя-ющие обеспечить конкурентоспособность перспективных изделий РКТ.

Конкурентоспособность перспективных изделий РКТ может быть достигнута:

– повышением конструктивного совершенства средств выведе-ния за счет создания легких силовых и баковых конструкций, а также узлов ракетных двигателей из перспективных и недорогих материалов;

– построением системы (семейства) ракет-носителей и разгон-ных блоков из базовых модулей с постепенным переходом к много-кратно используемым модулям и, в перспективе, — к многократному использованию средств выведения в целом;

– созданием многофункциональных отказоустойчивых систем управления на основе принципиально новых технических решений (бесплатформенные системы инерциальной навигации с твердотель-ными чувствительными элементами, бортовые вычислительные систе-мы распределенной структуры и др.) и разработки программного ма-тематического обеспечения для решения актуальных задач сопровож-дения жизненного цикла разрабатываемых и перспективных систем управления (контроль, диагностика работоспособности систем и агре-гатов, обеспечение безопасности средствами системы управления сов-местно с системами безопасности носителя, системами аварийной за-щиты двигателя и др.);

– снижением напряженности внутридвигательных параметров маршевых жидкостных ракетных двигателей;

– обеспечение бездефектного производства базовых элементов изделий РКТ, прежде всего ракетных двигателей и элементов системы управления и т.д.

Непременным условием обеспечения конкурентоспособности РКТ является внедрение в отрасли современных методов системного инжиниринга, управления проектами, сопровождения жизненного цикла на основе использования эффективных систем автоматизации процессов на всех этапах жизненного цикла РКТ.

Только на этой основе возможно сокращение сроков и стоимо-сти не только создания новых образцов РКТ, но и их производства и эксплуатации при непременном обеспечении на этих этапах жизненного цикла высокого качества изготовления и эксплуатации РКТ.