ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭВОЛЮЦИИ (ТРАНСФОРМАЦИИ) ВИДА HOMO SAPIENS

© А.И.Дронов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2016 г.

Границы эволюции человека условно обозначаются в пределах, за которыми он уже не является представителем вида Homo Sapiens. Возможные следующие варианты эволюции: 1) в результате естественного отбора (в пределах вида Homo Sapiens); 2) в процессе управляемой эволюции с применением генной инженерии (вид Neo Homo Sapiens); 3) в результате техноэволюции — превращения в вид разумных биотрансформеров (Homo Biotexnicus). В третьем варианте речь идет о создании кибернетической копии человека, наделенной такими атрибутами как высокопродуктивный интеллект, реанимирующееся путем замены органов физическое тело, абсолютная адаптируемость к меняющимся условиям среды обитания (проект «Аватар» в рамках движения «Россия − 2045»).

Радикализм двух последних вариантов очевиден. Казалось бы, быть человеком, а не его аналогом «достойно», поскольку качества Homo Sapiens эволюционно вроде бы выверены. Тем не менее, судя по широкому обсуждению проекта «Аватар», постановка вопроса об искусственной коррекции человеческого материала с целью создания более совершенных людей вполне допустима. Но при этом важно учитывать, что базисом в проектировании нового человека должен быть принцип эволюционного соответствия вида среде своего обитания. Сложность реализации проекта искусственной коррекции человека заключается в проблеме закрепления эволюционных сдвигов в направлении улучшения индивидуальных качеств. Исходя из популяционной теории эволюции, улучшение человеческого генофонда невозможно без включенности сообщества (популяции) людей в направленный естественный отбор с увеличением у них среднего значения благоприятных признаков, соответствующих условиям «разумного» общества. А для возникновения таких условий само общество должно двигаться в направлении к «ноосферному» состоянию.

Следовательно, методология проектирования эволюции человека должна вписываться в коэволюционную парадигму, в основании которой лежит принцип соответствия носителя вида среде обитания. Данный принцип соответствия представлен антропным космологическим принципом, который в обобщенной формулировке можно выразить следующим образом: какова Вселенная, таков человек и наоборот (подробнее см. [Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы. М.: МГУ, 2012. С. 206−219]). До современной истории земной цивилизации в коэволюционной системе «человек – среда обитания» ведущим компонентом выступала среда обитания: когда менялась среда (социобиосфера), адаптационно эволюционировал человек. Диспозиция может резко измениться с реализацией проекта перехода к виду Homo Biotexnicus, когда «роботочеловек» поставит цель кардинально под себя перекроить среду обитания, превратив биосферу Земли в «биотехносферу» с превалирующими элементами «техно». Для человека, стоящего на позиции «разумного эгоизма», предпочтительнее вариант постантропной эволюции в направлении Neo Homo Sapiens.

В направленности «коэволюционной парадигмы» ничего принципиально нового нет. В частности, в ее рамках были разработаны идеи К.Э. Циолковского о приспособлении к новым условиям среды обитания (эфирное население с модифицированными органами выведенной породы существ); о преобразовании природы (человек, как фактор эволюции Вселенной). Эти идеи прослеживаются в работах «Монизм Вселенной», «Причина космоса», «Мои идеи монизма в 1924 году» [Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. М.: Книга по требованию, 2011; Циолковский К.Э. Суд космоса. М.: ИИЕТ РАН, 1993. С. 3-11]. В аспекте преобразования природы концептуальные подходы в науке достаточно проработаны (от «улучшения» земной биосферы до поэтапного освоения космоса). А вот относительно искусственной эволюции человека есть немало вопросов, требующих углубленной теоретической разработки: 1) о механизмах и технологиях эволюции (трансформации) человека; 2) о специфике условий, под которые адаптируется организм человека; 3) о границах искусственной эволюции в пределах вида.

Частной проблемой по отношению к ней является проблема выведение «породы» людей (разумных существ), приспособленных к пребыванию в космосе (к жизни на «Астрополисах», на объектах Солнечной системы и к другим аналогичным условиям). Важно рассчитать эволюционные темпы, ведь космическая изоляция (жизнь «популяции» астронавтов в космической среде) действует как эволюционный фактор, хотя еще человеку необходимы: 1) соответствующий массив «популяции»; 2) длительность естественного отбора полезных генных мутаций в формате направленных эволюционных сдвигов. Прежде чем трансформировать человека в Homo Cosmicus, надо решиться на проекты основательного освоения космоса, т.е. трансформировать человеческий материал при глубоком погружении в космические условия целой «популяции» астронавтов как в среду своего обитания. С роботами−андроидами ясности больше. Допускается программа конструирования, где матричным материалом является техносистема (робототехника плюс искусственный интеллект). Но если ориентироваться на эволюцию в варианте Homo Biotexnicus, на симбиоз человека и биоробота, где матричной основой является человеческий материал (с его психофизиологическими, мыслительными особенностями и естественным способом воспроизводства), то путь может быть исключительно эволюционным, а доконструирование отдельных биоэлементов — лишь вспомогательными технологиями.