ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФЕНОМЕНА «КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ» К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© В.В.Лыткин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2016 г.

В истории русской культуры мы можем найти оригинальные отличительные черты. Прежде всего: «cеребряный век» русской культуры, являясь, во многом, уникальным событием в культуре мировой, породил феномен русской интеллигенции.

Достаточно проблемным и сложным является вопрос о том, почему именно в России на рубеже XIX–XX вв. идея космизма, имеющая глубокую историко-культурную традицию, оформилась в более или менее стройную теорию, нашедшую позднее воплощение в практических свершениях.

Россия этого периода, это Россия пореформенная. В эту эпоху в Российской империи происходят самые бурные и чрезвычайно быстрые, с исторической точки зрения, изменения. Изменения происходят в социально-культурной сфере, в экономике и политике. Россия начинает мощно развиваться по капиталистическому пути, достаточно быстро вступая в эпоху империализма. В это время по темпам развития Россия находится на одном из первых мест в мире. Все это приводит к стремительным изменениям в социальной структуре российского общества. Возникает обширный класс наемных рабочих (которые не вполне еще, впрочем, освободились от своего крестьянского прошлого в социальном плане). Но что самое замечательное и что наиболее важно и интересно для нас, появляется русская интеллигенция. Это был значительный социальный слой, представленный, прежде всего учителями, инженерами и врачами. В течение жизни одного поколения Россия неузнаваемо изменилась (в плане социальном, прежде всего). Обширный слой интеллигенции, «внезапно» появившийся в России, в свою очередь, порождает феноменальное явление, взрыв культурной жизни, духовной активности. Россия рубежа XIX–XX вв. становится своеобразным духовным, культурным центром Европы (если не мира). Оценивая ситуацию, сложившуюся в это время в духовной жизни России, Н.А. Бердяев писал: «Когда в XIX в. в России народилась философская мысль, то она стала, по преимуществу, религиозной, моральной и социальной. Это значит, что центральной темой была тема о человеке, о судьбе человека в обществе и в истории». Начинается эпоха, получившая название «cеребряный век» русской культуры.

В рамках космизма мирно уживались, дополняя и обогащая друг друга, различные мировоззренческие направления и философские течения. Одни из них угасали, так и не найдя дальнейшего развития, другие же, напротив, уже в наши дни существуют и укрепляют свои позиции.

Специфическая заслуга «русского космизма» заключается в том, что он впервые попытался на высоком философском уровне осмыслить и объединить в себе различные, подчас, взаимно исключающие явления духовной культуры, так или иначе, в том или ином виде заключающие в себе идеи космизма. Более того, «русский космизм», в лице таких мыслителей как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, впервые попытался не только создать более или менее стройную философскую концепцию, но и предпринял попытку найти пути к ее претворению в жизнь.

Именно Циолковский, задавшись вопросом о возможности достижения счастья для всего человечества, сделал вывод о том, что это достижимо через познание законов, управляющих жизнью Вселенной, а значит, и жизнью человека. Отсюда же ученым был сделан и вывод о том, что первый шаг к познанию космоса лежит в начале его непосредственного изучения, путь к нравственному идеалу пролегает через практическую деятельность человечества в области космонавтики. Иными словами, земная цивилизация должна стать космоцивилизацией (а затем и астроцивилизацией).

Таким образом, мы с полным правом можем говорить о феномене «космической философии» Циолковского в рамках «русского космизма», как явлении мировой культуры. «Космическая философия» Циолковского является своеобразной «квинтэссенцией», энциклопедией «русского космизма». Более того, заслуга Циолковского заключается в том, что он сумел разработать практические меры по претворению в жизнь своих теоретических построений. Он увидел в конкретном научно-техническом средстве (реактивный летательный аппарат) реальное средство для воплощения своих самых смелых, фантастических, абстрактных теорий. Связав воедино нравственный и технический прогресс человечества, объединив в единую диалектическую систему человека и Вселенную, обосновав идею космической антропологии и социального космизма Циолковский встал у истоков антропного принципа в самом современном его понимании, он является создателем космической антропологии и социологии.