АНТИЧНЫЙ КОСМОС И СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (в связи со 105-летием со дня рождения и 10-летием со дня смерти А.Ф.Лосева)
© А.В.Голованов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.
"Космизм", о котором в науке активно заговорили в связи с успехами космонавтики и развитием космического естествознания, а также с растущим интересом к поиску его теоретических истоков в отечественной философии, имеет глубокие корни, уходящие в далекое прошлое не только европейской культуры.
В процессе возникновения и становления мировой культуры, человек все время осознавал себя лицом к лицу с космосом, интуитивно тянулся к нему своим умом, что-то прозревал, о чем-то догадывался, соотносил свою практическую жизнь с некими всеобщими связями, пытался проникнуть в смысл мироздания и своего места в нем. ,В напряжении его мысли рождались фантастические образы, воображение конструировало мифы, в которых отражались противоречия бытия и познания. Обращаясь к далекому прошлому, в том числе к античности, мы обнаруживаем там многие вопросы и проблемы, которые волнуют нас и поныне. Вез разрешения их мы не можем понять настоящее и заглянуть в будущее.
Это хорошо понимал К.Э. Циолковский, в чем мы можем убедиться по его вниманию к истории философских течений. Этот его интерес сопутствовал его углублению в достижения современного естествознания и размышлениям о будущем человечества. Можно предполагать, что из его поля зрения не выпала книга А.Ф.Лосева "Космос античный и современная наука", увидевшая свет в 1927 г. В этом произведении оказались в тесном сопряжении, пользуясь выражением В.Л.Троицкого, "необъятные духовные вселенные - античное миропонимание и научные представления Новейшего времени".
Античный космос - это предельное состояние всех материальных процессов, которые чувственно воспринимаемы и наглядно изобразимы. Строение его иерархично (такое представление было подхвачено новым временем, взять хотя бы, к примеру, труды Кеплера): от тончайшего эфира, из которого состоит небо, и до наиболее тяжелого вещества Земли простираются самые разнообразные области, представляющие постепенный переход от неба к Земле; античный космос конечен в пространстве и во времени, иначе он не был бы чувственно воспринимаем и наглядно обозрим, но это не мешает тому, чтобы он "умирал" или "угасал", переходи в хаос, а затем возрождался, "воспламенялся" к новой жизни - и так вновь и вновь. Организованность (космичность) сменяется хаосом, хаос - организованностью и т.д. Вся античная Философская мысль признавала мир только в непрерывном движении и в непрерывной всеобщей связи всего и всея друг с другом.
В становлении и развитии античного космоса, в хитросплетениях мифологем А.Ф.Лосев увидел (и показал) имманентные движущие силы человеческого Духа, Устремленные к совершенству и гармонии как в практически-созидательном, так и идеальном планах - наперекор всему, что мешает этому. Воплощение данной тенденции в действительность - призвание мыслящей материи во веки веков.