БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Важной отличительной чертой современного базисного учебного плана является его структура, в которой четко определены предметные области. Она включает следующие значимые компоненты: базовый уровень (инвариантная часть), обеспечивающий обязательную общеобразовательную подготовку, и вариативную часть, направленную на индивидуальное развитие школьников.

Базисный учебный план позволяет широко использовать федеральный, peгионапьный, школьный компоненты. В Калуге в качестве регионального компонента особый интерес представляет космическое образование для обучения, воспитания, развития учащихся, так как в нашем городе в течение долгого времени жил, работал, делал научные открытия, учительствовал великий ученый К.Э. Циолковский.

Прежде всего, использование космического компонента возможно в тех направлениях, которые обозначены базисным учебным планом: "Математика", "Естественные дисциплины", "Русский язык", "Языки и литература", "Общественные дисциплины", "Искусство", "Технология", "Физкультура". Каждая область имеет свои специфические особенности, а многогранность космического образования позволяет найти свое отражение в каждой из них. Факультативы в школьном курсе также могут иметь космическую направленность и способствовать расширению кругозора учащихся.

Развитию космического компонента способствуют различные учреждения дополнительного образования г. Калуги. Научные детские и юношеские Чтения К.Э.Циопковского и А.Л.Чижевского, космические праздники, конкурсы, игры, соревнования, поездки обогащают учащихся знаниями. Дальнейшее космическое образование учащиеся получают летом в профильных интеллектуальных лагерях.

Какие бы формы космического образования не использовала школа, результаты могут быть ощутимы только в том случае, когда этим профессионально занимаются педагоги, сами проникшиеся философией Циолковского и его последователей, люди творческие и одержимые.