ИЗУЧЕНИЕ ЭТИКИ РУССКИХ КОСМИСТОВ В КУРСЕ ПЕДАГОГИКИ
© Е.А.Дмитриева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.
Освоение космоса помогает изучению проблем человечества: совместимые полеты сближают людей разных стран и национальностей, успешнее решаются многие земные энергетические, экономические и другие проблемы. Одной из таких проблем является нравственное оздоровление общества. Этические взгляды русских космистов, а также работы современных исследователей философских проблем освоения космоса требуют переоценки ценностей и приоритетов, выработки нового взгляда на человека и его место в мире.
Несмотря на тo, что взгляды представителей русского космизма на мораль и нравственность очень разнообразны, а этические идеалы порой противоположны друг другу, существуют определенные общие родовые черты, позволяющие говорить о космическом направлении русской этической мысли.
В первую очередь, это связь человека с космосом, Взаимовлияние космоса и человека. Человек понимается как активный творческий деятель, от которого в немалой степени зависит судьба Вселенной.
Большую ценность для теории нравственного воспитания имеют идеи истинного коллективизма, патриотизма, прогрессивной деятельности, равенства всех людей.
Нами накоплен определенный опыт в плане использования этических взглядов русских космистов в подготовке студентов. Теоретические положения «космической этики» включены в нормативный курс общей педагогики, преимущественно в раздел «Теория воспитания».
Разработан и внедрен в практику спецсеминар «Этические взгляды русских космистов в теории и практике нравственного воспитания».
Основной формой работы являлась дискуссия на нравственные темы, в процессе которой студенты определяют свое отношение к этике русского космизма. Широко использовался метод решения этических задач, содержанием которых становился авторский текст.