К ВОПРОСУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ИЗУЧЕНИЯ космической БИОЛОГИИ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

К ВОПРОСУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ИЗУЧЕНИЯ космической БИОЛОГИИ НА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© В.В.Завьялов, Т.Р.Липская, Е.В.Рыжникова, А.В.Панкрашкина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

В доступной нам литературе мы не встретили исследований по математическому анализу влияния изучения космической биологии на биологические знания учащихся.

Целью исследования является математический анализ эффективности преподавания космической биологии в общей системе учебного процесса.

Известно, что К.Э. Циолковский и А.Л.Чижевский придавали большое значение магматическому анализу при изучении биологических процессов. В данном конкретном случае математический анализ использовался для выявления степени усвоения учениками биологии.

Для проверки уровня знаний по биологии разработан тест для учащихся 9 классов (О.А.Кондалева). Исследования проводились в двух школах г.Калуги: общеобразовательной школе-гимназии №9 и общеобразовательной школе №46. Для эксперимента в каждой школе были вовлечены ученики двух 9 классов. Всего в эксперименте участвовал 91 школьник. Учащиеся одного класса каждой школы получали дополнительные знания по космической биологии.

Ученикам было предложено закрытое тестовое задание, которое требовало от учащихся лишь вспомнить изученный материал. Тест состоял из 10 вопросов по пройденному материалу. Вопросы не содержали космической тематики. Были использованы ложные ответы (дистракторы), которые подбирались с таким расчетом, чтобы учащийся не мог их отбросить сразу. Авторы не ставили перед собой задачи сравнения результатов, полученных в одной школе по отношению к другой.

Тестирование включало в себя два направления:

- тест по биологии для учащихся 9 классов. Вопросник состоял из 10 обязательных и 2 необязательных вопросов;

- анкетирование содержало 10 вопросов.

По тестированию на каждый вопрос имелось 3 ответа. Анкебы имели 4 ответа. Всего получена и проанализирована 91 анкета. Математическая обработка ответов по тестированию и анкетированию учащихся и более подробная оценка со всей убедительностью показывает с одной стороны расширение и углубление знаний по космической биологии, что значительной мере пополняет знания по курсу, по предмету общая биология, а с другой стороны, указывает на большую заинтересойённость учащихся в получении знаний по космической юиологии.