К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ О КОСМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЯХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ О КОСМИЧЕСКИХ ОПАСНОСТЯХ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.

1. К.Э. Циолковский, считавший всю Вселенную экологической нишей человечества, обращал внимание и на события, представляющие опасность для его бытия (например, разного рода космические катастрофы). Современная астрономия заметно расширила наши знания о космических факторах, неблагоприятных для человека и антропоморфных типов разумной жизни вообще, открыв ряд новых серьезных угроз для космической деятельности. Это заставляет снова обратиться к мировоззренческим основаниям космонавтики.

2. Как показал Коперник, за видимым движением небесных светил вокруг Земли скрывается противоположный по своему характеру феномен — движение самой Земли вокруг оси и вокруг Солнца. Нечто подобное произошло и в современной астрономии. Наблюдаемое отсутствие на небе сколько-нибудь значительных изменений (за исключением появлений комет, новых и Сверхновых звезд) скрывает многочисленные нестационарные процессы, скоротечные и сопровождающиеся выделением колоссальных количеств энергии. Некоторые из них протекают в оптически наблюдаемых объектах (радиогалактики, квазары, квазаги и др.), хотя не во всех случаях понятна природа нестационарности; другие же пока не имеют отождествления с оптическими объектами (например, многие источники рентгеновского и гамма-излучения, часть которых характеризуется вспышечной активностью). Многие из этих нестационарных процессов сопровождаются выделением излучений, крайне неблагоприятных для существования антропоморфных типов разумной жизни. Это накладывает жесткие астрофизические ограничения на ее распространенность. Кроме того, нестационарность всей нашей Вселенной накладывает космологические ограничения на сроки существования человека во Вселенной. Тем самым, судьба человека действительно оказывается связанной с судьбой Вселенной, но несколько в ином смысле, чем считал К.Э. Циолковский. Неясно, какое значение для перспектив космической экспансии человечества имеет "парадокс массы", согласно которому, по мнению многих астрономов, более 90% массы Вселенной заключена в каких-то невидимых и пока не известных формах.

3. Наши знания о космических катастрофах (типа столкновений небесных тел) и нестационарных процессах во Вселенной придают новый оттенок смысла идее единства человека и космоса в современном антропокосмизме. Интерпретация человека как неотъемлемой части космоса, вытекающая из антропного принципа, должна быть дополнена пониманием факта, почему-то выпавшего из мировоззренческих размышлений: астрофизические условия в нашей Вселенной (за исключением отдельных "островков") гораздо менее благоприятствуют существованию антропоморфных типов разума, чем считал Циолковский на основании данных своего времени. Но отсюда вытекает, что освоение космоса в контексте разрешения глобальных проблем современной цивилизации сталкивает нас с проблемами еще неизмеримо более сложными. Возникают малопривлекательные альтернативы: либо отказ от освоения космоса, либо преобразовательная деятельность человечества будет перенесена на космические масштабы при целенаправляющей роли идеалов и норм техногенной цивилизации, уже исчерпавших себя в геоцентрических масштабах. Экстремальным выражением этого подхода явится применение идеалов и норм техногенной цивилизации к самому человеку: признание того, что освоение дальнего космоса, как считал и сам К.Э. Циолковский, под силу только постчеловеческим существам. По мнению автора, разработка мировоззренческих аспектов космической деятельности на далекую перспективу должна вестись в контексте предельно четкого осознания этих альтернатив.

Работа выполнена при поддержке РФФИ N 96-06-80713