КОММЕРЧЕСКИЕ МОТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В XXI ВЕКЕ

КОММЕРЧЕСКИЕ МОТИВЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОСМОНАВТИКИ В XXI ВЕКЕ

© С.С.Корунов, Л.В.Панкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.

Несколько десятилетий развития ракетно-космической промышленности и науки в XX веке свидетельствуют о ее значительном вкладе в формирование, новых научных направлений, о расширении масштабов ее участия в реализации прикладных проектов в гражданской и оборонной сфере, о существенном влиянии на общественное сознание, а также о создании ею технического потенциала и концептуальных основ для перехода мирового сообщества к устойчивому развитию.

Роль потенциала космонавтики, в создании которого значительную роль играет ракетно-космическая промышленность, не ограничивается только возможностью решения конкретных оборонных, экономических и социальных задач. К этой наукоемкой области деятельности применяются все более строгие критерии социально-экономической эффективности, окупаемости, инвестиционной и коммерческой привлекательности.

В докладе рассматриваются возможности повышения экономической привлекательности космических проектов, в том числе международных, за счет решения таких проблем, как сокращение сроков и стоимости долевого участника проекта, сокращение технологического разрыва по отдельным направлениям космической деятельности, наращивание космического потенциала.

Авторы обращают особое внимание на экономические показатели Российского сегмента крупных международных проектов, таких как Международная космическая станция (МКС) и "Морской старт". В докладе предлагаются пути и средства повышения доли отечественных инвесторов в российских и международных космических проектах.