КОСМИЧЕСКАЯ ВИОЛОГИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ школьного ОБРАЗОВАНИЯ
© Н.Н.Ермакова, Д.С.Ермаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.
Переход к новой, культуросообразной образовательной парадигме предполагает новое качество образования, которое будет реализовываться в отношении к окружающему миру как к гармоничной системе. Её элементы (природа, человек и общество) взаимосвязаны между собой.
Космическая биология, рассматривающая определенные аспекты взаимодействия человека и космоса, потенциальные возможности человека по освоению космического пространства, служит своеобразной базой для интеграции знаний, накопленных школьниками при изучении отдельных дисциплин (физика, астрономия, математика, химия, биология).
"Человек будет жить и работать в космосе", - эти слова К Э.Циолкозского стали девизом работы мастерской космической биологии, которая с 1995 г. работает в рамках аэрокосмических фестивалей и сборов, проводимых НОВОМОСКОВСКИМ отделением ВАКО "Союз". Участникам, которыми являются школьники 8-17 лет, предлагается ответить на ряд вопросов из истории освоения космоса человеком, об особенностях жизнедеятельности организмов в условиях космического пространства, о принципах построения систем обеспечения жизнедеятельности экипажей космических кораблей и станций (замкнутых экосистем), о возможности внеземных форм жизни и НЛО, а также принять участие в решении конкретных задач и в психологических тренингах, имитирующих подготовку к «космическому полету». Вопросы и задания составлены в занимательной форме, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Накопленный опыт используется при разработке программ дополнительного аэрокосмического образования.