МИРОВОЙ РЫНОК КОСМИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ: ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© Н.Н.Коротких
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.

Мировой космический рынок - новая категория в сфере международных экономических отношений, в формировании которой нашли отражение процессы интернационализации космической деятельности. Его можно рассматривать как составную часть мировых товарных рынков. В настоящее время идет интенсивный процесс формирования рынка космических товаров и услуг, что обусловлено активизацией более широких процессов научно-технической интеграции, затрагивающих также и космическую деятельность.

Становление мировых товарных рынков - сложный, длительный исторический процесс, отражающий научно-техническое развитие общества, развитие процессов разделения труда. Динамичное расширение мирового рынка космических товаров услуг - это результат глобальных изменений в социально-экономическом развитии общества, и в первую очередь развития мировой космической деятельности, в которую включается все больше государств, международных организаций, частных корпораций.

В докладе рассматриваются специфические особенности формирования и тенденции развития мирового рынка космических товаров и услуг, для которого характерны, с одной стороны, рост потребностей в космических товарах и услугах, а с другой стороны, стабилизация, а в ряде случаев и снижение ассигнований на космическую деятельность. На основе диализа статистических данных автор показывает перспективность процесса коммерциализации космической деятельности, в которой особую активность проявляют США, страны Западной Европы, Япония и КНР.