НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО И ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО И ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ

© М, В.Герасимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Обращение к педагогическому наследию К.Э. Циолковского, изучение и использование его в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов является средством формирования профессионально-педагогической культуры будущего учителя.

О характере педагогического труда Циолковского можно составить представление по отзывам смотрителей учебных заведений, по воспоминаниям учениц, современников, а также исходя из анализа составленных им программ и планов преподавания арифметики, геометрии, физики, рассматривая эти источники в ракурсе важнейших направлений развития методики преподавания физики конца XIX и начала XX века, отыскивая истоки педагогических воззрений Циолковского в его философской системе.

По мнению Циолковского, только на основе разума, только через точные научные знания и нравственное cosepiпенствование возможно продвижение к более высокому развитию человека. Обучение и воспитание творческого человека требует поиска новых подходов, а он НЕВОЗМОЖЕН БЕЗ инновационной деятельности.

"Наука с ее выводами - вот отражение космоса". А "разум и чувства", по мнению Циолковского, есть "источник науки". Отсюда и принципы, которыми руководствовался ученый при преподавании физики - развивающего обучения: развитие знаний учащихся с установкой на знания завтрашнего дня, принцип создания оптимальных условий для обучения, то есть создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и учащимися, в коллективе обучающихся, принцип сознательности и научности. "Народу”, - говорил ученый, - “нужны знания твердые, верные, научно обоснованные".

Логическим завершением многолетнего поиска нового содержания школьного физического образования стала разработанная им программа по физике, которая воплотила в себе ответы на такие вопросы, которые могли удовлетворить

"интерес к окружающей жизни, ко всей Земле, ... интерес к небу, ко всей Вселенной".