ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
© Б.Н.Кантемиров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.
Российская космонавтика переживает сейчас один из сложнейших периодов своей истории. Переходный период к рыночным отношениям отличается как от пройденного периода функционирования административно-командной системы, так и от грядущего периода рыночных отношений и характеризуется следующими особенностями.
Прежде всего, изменился характер финансирования отрасли. Раньше это было исключительно государственное бюджетное финансирование. Сейчас же оно резко сокращено. Появились новые источники, такие как финансирование небюджетными и негосударственными коммерческими структурами.
Мировая космонавтика имеет опыт коммерческой деятельности порядка тридцати лет, рынок космических товаров и услуг у нее уже сформировался. Нам же приходится входить в него в условиях жесткой конкуренции. Переход к рыночным отношениям потребовал проведение реструктуризации отрасли, что болезненно отразилось на ее деятельности.
Весьма сложна кадровая ситуация, вызванная прежде всего оттоком молодых специалистов в коммерческие структуры, и, как следствие, резкое "старение" отрасли. Проблематично пополнение отрасли хорошо подготовленными выпускниками профильных ВУЗов. Значительна нужда в специалистах нетрадиционных для космонавтики специальностей, характерных для рыночных отношений.
Драматизм ситуации переходного периода заключается в том, что рассматриваемые в докладе особенности, присущие нашей космонавтике, одномоментно слились в единое целое и их надо решать все вместе.