ОБРАЗ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
© И.А.Овсиенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.
В условиях тотальной приватизации и перехода к рыночной экономике проблемы нравственности попали в разряд неактуальных. Хочется верить, что инстинкт самосохранения рано или поздно заставит общество обратиться от вещей сугубо материальных к феноменам духовного мира. И когда это произойдет, идеи и мысли К.Э. Циолковского о совершенствовании человека и человечества вновь окажутся в центре внимания и специалистов, и общественности в целом.
В качестве высшей ценности Циолковский признавал идеал совершенного человека, обладающего «великим разумом», полагая, что прежде всего «развитый ум» преобразовывает человека в высшее совершенное существо. Он верил в то, что «человек космический» будет мудрым и гуманным, носителем высокой культуры и нравственности, сочетающий в себе биологическое совершенство с глубокой духовностью.
Совершенствование человека на основе разума и нравственности, говорил Циолковский, приведет к тому, что на определенный стадии развития наша цивилизация распространится во Вселенной как носитель разума и счастья. В этом, по его мнению, и состоит величайшая миссия человечества, высшая цель и ценность его существования.
Эти идеи великого ученого не только не устарели со временем, но и обрели новое дыхание на рубеже третьего тысячелетия, когда человечество встало перед дилеммой: либо уничтожить себя в бесконечных военных конфликтах, либо, объединив усилия, оздоровить экологию, повысить самоценность каждого человека, а затем, опираясь на накопленный материальный и духовный потенциал, совершить рывок вперёд, выйти на новый, космический уровень развития.