ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОСМОНАВТА-ОПЕРАТОРА
© М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1998 г.
Необходимость дальнейшего совершенствования педагогической системы профессиональной подготовки космонавта-оператора обусловлена тем обстоятельством, что в современных условиях решающими становятся не энергетические, а информационные функции человека.
По мере развития науки и производства стало ясно, что как бы совершенна ни была техника, в конечном итоге качество, надежность и безопасность ее использования зависят от человека. Особенно это относится к операторской деятельности при эксплуатации технических комплексов, составляющих единую систему "космонавт-оператор –объект управления – окружающая среда".
В настоящее время сформировались две наиболее ярковыраженных крайних позиций в определении теоретико-методологических подходов при создании и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов. Это антропоцентрический и машиноцентрический подходы.
При обучении и подготовке космонавта-оператора целесообразно использовать оба подхода. Но при этом следует учитывать то, что в основе потенциально опасных профессий положен нормативно одобренный способ деятельности (НОСД).
Для внедрения НОСД в операторскую деятельность необходима разработка и внедрение в процесс обучения (подготовки) специфических методов педагогической технологии, ориентированных на гарантированное достижение формирования профессионально важных качеств космонавта-оператора.
В докладе также рассматриваются модифицированные нами модели взаимодействия инструктора (педагога) и космонавта-оператора при подготовке, дается определение и описание сущности педагогической технологии, которые более приемлемы к подготовке космонавта-оператора для работы в контуре бортового комплекса управления пилотируемого космического аппарата.