ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ САМОЛЕТОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

© В.В.Ефимов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1998 г.

В докладе излагаются методы учета особенностей легких (со взлетной массой до 2500 кг) самолетов авиации общего назначения (АОН) при определении их технического уровня.

К рассмотренным особенностям самолетов АОН относятся:

- полеты на низких высотах в условиях атмосферной турбулентности высокой интенсивности, что сильно сказывается на комфортности полета;

- необходимость обеспечения высокого взлетно-посадочного совершенства, -т.е. минимальной потребной длины взлетно-посадочной полосы, что очень важно для труднодоступных районов с сильно пересеченной местностью, где АОН может эксплуатироваться наиболее эффективно;

- возможность коммерческой и некоммерческой эксплуатации одних и тех же летательных аппаратов АОН, т.е. как с целью получения дохода от их эксплуатации (например, в качестве аэротакси), так и для личных нужд владельца (деловые поездки, туризм).

Все вышеперечисленные особенности АОН нашли отражение в излагаемой в докладе методике расчета обобщенного показателя технического уровня, которая позволяет производителю авиационной техники количественно определить технический уровень проектируемого изделия относительно существующих на рынке. Это дает важнейшую информацию для оценки правильности выбранной технической политики. Зная технические уровни и цены самолетов-конкурентов, можно оценить конкурентоспособность разрабатываемого самолета по критерию "технический уровень – цена".

Эксплуатанту, который выступает в роли покупателя, этот метод позволяет увереннее ориентироваться на рынке авиационной техники. При этом он может сопоставить технические уровни предлагаемых самолетов с ценами на них. Это позволяет обоснованно подойти к выбору и заказу новой техники.