ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЛЕТНОГО СОСТАВА
© Т.А.Крапивницкая, Н.А.Разсолов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
1998 г.
К.Э. Циолковский в своей статье "Неизвестные разумные силы" утверждал: "…все свойства тела и души человека находят объяснение в устройстве его тела и мозга." Он подчеркивал заблуждения науки, которая "приняла механичность для мертвой природы… для человека… Нам не все может быть понятно. Жизнь непрерывна, как все. Она иногда делает резкие скачки (явление "смерти"), но и только. Врачебно-летная экспертиза обязана предотвратить эти «резкие скачки», обеспечить безопасность полетов и поэтому подходить к углубленному обследованию пилотов с учетом "тела и мозга".
Проведено психофизиологическое обследование 35 лиц летного состава с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) и 35 человек с артериальной гипертензией (АГ). Применение психодиагностического теста СМИЛ позволило выявить у лиц с НЦД низкие показатели по шкале коррекции К при повышенном F, которые отражали самокритичность обследуемых. Повышение профиля по 1, 2, 4, 8 шкалам характеризовалась как уход от решения проблем, чрезмерное внимание к собственному организму. При обследовании типов поведения тип Б был установлен у 65 %. При клиническом изучении ВНС симпатический характер вегетативной реактивности выявлен у 63%. Гиперкинетический тип гемодинамики диагностирован у 72% пилотов, ФР составили 3,02 ± 0,20 отн. ед.
У пилотов с АГ показатели шкалы коррекции К были умеренно повышены, что расценено как наличие скрытых или бессознательно вытесненных психологических проблем, закрытость, циклотимный вариант личности. Поведенческий тип А выявлен у 50 % лиц. При клиническом изучении ВНС симпатический характер - у 74%. Гипокинетический тип регуляции кровообращения был диагностирован у 24% пилотов. ФР составили 2.47 ± 0,2 отн. ед. Анализ результатов исследования с помощью метода портретных выборов у лиц с ШЦД выявил тенденцию к персональной нежности и любви, самопожертвованию, пассивности, преданности и верности. Рисуночные методики выявили конфликтные ситуации между ярко выраженной мотивацией на продолжение летной работы и нарушениями в сердечно-сосудистой системе. На лечебном этапе проведенная психотерапия, аутогенная тренировка психоаналитически ориентированная терапия дали устойчивую положительную динамику у 85% пилотов с НЦД и только у 35% пилотов с АГ, к которым было дополнительно применено фармакологическое лечение,