ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1998 г.

Своими многочисленными трудами (около 800 работ), которые К.Э. Циолковский предлагал людям как средство улучшения условий жизни на Земле и в будущей жизни в Космосе, своей почти 40-летней педагогической деятельностью он доказывал, что главная ценность во Вселенной есть человек. Он много размышлял об универсальной системе образования, дающей каждому такие знания, которые будут способствовать «удовлетворению наших потребностей, успокоению души, нашей любознательности». Но главная ценность и приоритетная цель образования, по Циолковскому, заключается в более возвышенном «космическом» аспекте.

Одновременно с этим, он видел ценность образования и в том, чтобы дать научные знания и о самом человеке.

Для Циолковского характерна безграничная вера в то, что Земля станет планетой «высокого типа» и «будет рождать разум и могущество всех существ Вселенной». Во имя этой высокой цели и необходимо образование человечества, - утверждал он.

Изложенное позволяет заключить, что между «земной» и «космической» педагогикой Циолковского, несмотря на несомненное своеобразие и специфику каждой из них в отдельности, нет непроходимой границы, они взаимно обогащают и дополняют друг друга своими идеями концептуального значения. Его «космическая педагогика» есть закономерный синтез той и другой, известный итог гармонизации деятельности Циолковского - ученого-космиста и педагога.