РАЗВИТИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В РОССИИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1906-1914 гг.)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЯЕМОГО ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ В РОССИИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1906-1914 гг.)

© М.А.Бобров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1998 г.

После русско-японской войны к воздухоплаванию стали относиться с большим вниманием и пониманием его важности в военном деле. В 1906 г. Главное инженерное управление пришло к выводу, что для успешного ведения боевых действий армий необходимо развивать военное воздухоплавание, а для этого требовалось создание новых воздухоплавательных частей и увеличение ассигнований на их образование и содержание.

Опыт войны показал, что наиболее эффективными в боевых условиях были управляемые аэростаты. Поэтому с 1907 г. Россия взяла курс на строительство и использование дирижаблей. Большая роль в плане теоретической разработки управляемого аэростата принадлежала К.Э.Циолковскому.

С принятием на вооружение русской армии управляемых аэростатов назрела острая необходимость в реорганизации существовавшей структуры военного воздухоплавания. В 1909 г. Учебный воздухоплавательный парк был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу. В 1910 г. было сформировано 18 воздухоплавательных рот, на вооружении которых имелись управляемые аэростаты дальней и ближней разведки,

В докладе затрагивается вопрос о вооружении дирижаблей пулеметами и проводившихся испытаниях по бомбометанию с них бомб и гранат различного калибра.

На основе плана Генерального штаба по развитию военного воздухоплавания и авиации в России в 1912 г. были проведены новые преобразования. Упразднялись существовавшие сигнальные станции с аэростатами малого объема, часть рот переформировывалась в крепостные. В целях повышения престижности службы в воздухоплавательных частях их офицерский состав изъяли из состава инженерных войск и передали в ведение начальника Генштаба, где был образован особый воздухоплавательных корпус для офицерского состава.

В докладе обсуждается значимость и эффективность управляемых аэростатов, действовавших в интересах сухопутных войск, приводятся выводы по рассматриваемой теме.