УПРАВЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ СИЛОЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПАКЕТОМ СТРУЙ

© С.В.Антоненко, А.В.Ципенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1998 г.

Крыло современного гражданского самолета является сложной механической системой, вынужденной работать в широком диапазоне скоростей, причем большая часть устройств механизации крыла работает весьма короткое время (на взлетно-посадочных режимах), являясь в основное полетное время мертвым грузом. Но развитие систем механизации крыла обусловлено все более жесткими ограничениями при взлете, посадке и маневрировании в зоне аэродрома (ограничение размеров полетной зоны, ограничение размеров ВПП, усложнение схем маневрирования и др.). Введение дополнительных и совершенствование существующих органов управления подъемной силой крыла наталкивается на значительные конструктивные проблемы и ведет, в общем случае, к снижению полезной нагрузки, надежности, повышению эксплуатационных расходов. Поэтому представляет интерес способ управления распределением давления по поверхности крыла путем организации устойчивых вихревых зон над несущей плоскостью.

В работе представлен способ организации крупного вихря над крылом ЛА с помощью пакета струй, выдуваемых с передней кромки крыла. Пакет струй отделяется от набегающего потока специальным экраном. Представлены результаты экспериментального исследования по воздействию на модель струй разной конфигурации, выдуваемых под разными углами. Приводятся результаты численного моделирования для крыльев различной площади. Показано, что прирост подъемной силы может в несколько раз превышать суммарную реактивную силу выдуваемых струй.