ВРЕМЯ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ: ЦИОЛКОВСКИЙ, МУРАВЬЕВ, ВЕРНАДСКИЙ

ВРЕМЯ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ: ЦИОЛКОВСКИЙ, МУРАВЬЕВ, ВЕРНАДСКИЙ

© Г.П.Аксенов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1998 г.

1. Представления о времени и пространстве в философии русского космизма связаны с центральной идеей активности человека по отношению к природе. Если философы начала и середины прошлого века впервые обратили внимание на окружающую человека среду, как на предмет научного исследования, эстетического вдохновения и переживания, то в философии русского космизма она предстала как нечто производное от человеческой деятельности.

2. Наиболее радикально выразил мысль о прагматическом характере человеческого познания В.Н.Муравьев в трактате "Овладение временем". Человек согласно его представлениям вторгается своей деятельностью в мировой порядок. В отличие от спонтанного "действия" стихийных мировых сил человеческое действие упорядоченно. Оно имеет следующие свойства: коллективный характер взаимодействия, осуществляется "социально-историческими группами"; научный способ действия ("производительная математика"); проективность или воздействие будущего состояния вещей на настоящее их положение; сохранение и воспроизведение всех прошлых комбинаций элементов каждой вещи или управление памятью.

3. Такая степень активности по В.Н.Муравьеву приводит к вторжению человека или его "социально-исторических групп" в самые интимные и существенные связи в природе, овладение ими вплоть до пространственно-временных закономерностей. Время для него не является мировым безличным темпоральным фоном, но зависит от человеческой деятельности и тем самым имеет определенную степень эволюции. Через управление временем человек должен овладеть всем мировым порядком.

4. В.И.Вернадский воспринял ту же мысль о времени как феномене, производном от человеческой деятельности не от В.К.Муравьева (о котором узнал только в 1938 г., когда его собственные взгляды были сформированы и опубликованы), но от А.Бергсона и распространил принцип "производства времени" на всю живую природу. Он соединил идею реального, то есть создающегося в природе Пространства-времени и биосферную концепцию, основанную на идее деятельности живого вещества.

5. Согласно В.И.Вернадскому, все основные черты или свойства времени лучше всего проявляются в биосфере и описываются биологическими закономерностями. Вместе с тем биологическое время неразрывно связано с пространством, эти два свойства невозможно отделить друг от друга. Центральным и наиболее ярким явлением биологического пространства В.И.Вернадский называет диссимметрию пространства, или неравнозначность для живого вещества левого и правого состояния его структур на любом уровне его строения.

6. Философский характер пространственно-временных представлений В.И.Вернадского проявляется в его понимании жизни как вечного, непроизводного явления природы или, иначе, не сводимого на материю и энергию, но имеющего собственную специфику, Лучше всего ее можно описать через пространственно-временные закономерности.