ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО КАК УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

© Н.В.Карташев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Учитель сталкивается с необходимостью использовать исследовательский подход к организации учебно-воспитательного процесса, к которому он не всегда бывает подготовлен. В связи с этим закономерным является наше обращение к процессу становления К.Э. Циолковского как учителя-исследователя. Оно стало частью процесса его развития как философа, исследователя, экспериментатора, фантаста. Зарождение познавательного интереса к разрешению научных проблем, будило фантазию ученого. И педагогическая деятельность Циолковского не могла не приобрести поисковый, исследовательский характер.

Это стало мощным мотивом для создания инновационной педагогической деятельности: расширения образовательного пространства за счет развития внеклассной, внешкольной деятельности педагога; развитие партнерских субъектных отношений между учителем и учащимся; формирование устойчивого интереса к учебному предмету, практичности знаний; моделирование развивающего и воспитывающего учебного процесса; создание новых учебных программ; развития потребности к социально-педагогической просветительской деятельности и т.д. Все это способствует созданию специалиста учителя нового типа - учителя - исследователя.