ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
© В.А.Дикарев, Д.А.Темарцев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1999 г.
В настоящее время, в связи с интенсивным развитием вычислительной техники, появились реальные предпосылки внедрения в систему организации практической подготовки (СОПП) космонавтов компьютерных систем тренажа (КСТ), к которым относятся: специализированные, комплексные и бортовые тренажеры. Причем, каждый тренажер должен соответствовать штатной технике (ШТ), используемой на борту космического аппарата. В свою очередь, практическая подготовка (ПП) на специализированных и комплексных тренажерах проводится на земле, а на бортовых - непосредственно в космосе при пилотировании космических аппаратов, перед выполнением наиболее сложных и ответственных заданий, например, перед причаливанием космических аппаратов. Процесс организации ПП космонавтов содержит в себе следующие основные этапы: выработка требований к упражнениям практической подготовки (УПП) в соответствии с условиями эксплуатации ШТ; практическое обучение в соответствии с требованиями к УПП; эксплуатация ШТ в реальных условиях. С учетом этих этапов разработана обобщенная структура СОПП при использовании ШТ и КСТ.
На основании анализа разработанной математической модели имеется возможность устанавливать заключения о корректности той или иной системы организации практического обучения. Наряду с несомненными достоинствами КСТ, для них присущ один из недостатков, выраженный в наличии конфликта оценки обученности R(w) космонавтов. Суть R(w) состоит в несоответствии оценки уровня навыков, приобретаемых на КСТ по отношению к оценке уровня аналогичных навыков приобретаемых на штатной технике. В свою очередь, конфликт R(w) трансформируется в конфликт определения потребного количества тренировок, необходимого для достижения заданного уровня обученности.