ИССЛЕДОВАНИЕ АЭРОДИНАМИКИ ПОДВИЖНОГО ПРОФИЛЯ КРЫЛА
© Г.А.Акимов, А.А.Ланин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1999 г.
К.Э. Циолковский провел обширные исследования в области авиации и воздухоплавания. В этих исследованиях, затрагивая вопросы, связанные с конструкцией ЛА, он обращается, в частности, к возможности использования подвижного крыла в качестве движителя.
В работе "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина" (1894 г.) Циолковский отмечал сложность в копировании крылом ЛА движений, совершаемых крылом птицы: "Мы будем подражать птице только отчасти, насколько можем" - писал Циолковский. В другой работе "Устройство летательного аппарата насекомых и птиц и способы их полета" (1912 г.) Циолковский широко освещал эту тему.
Исследование аэродинамики подвижного крыла представляет большой интерес. Пройдя строжайший естественный отбор, птицы далеко превзошли летательные аппараты, созданные людьми, в' маневренности, безопасности и экономичности' полета. Это стало возможным благодаря подвижному крылу.
Подъемная сила жестко закрепленного крыла и машущего крыла образуется по-разному. Если крыло самолета обычно плавно обтекается воздухом, то при взмахах крыла птицы имеет место отчетливое срывное обтекание. Это одна из причин, затрудняющих проведение
физического эксперимента. Но в настоящее время возможно провести подробное численное исследование.
Для знакомства с различными вариантами горизонтального полета птиц рассматривались зарисовки с киноснимков. В результате расчетов получено поле параметров течения вблизи профиля, которые позволяют определить суммарные аэродинамические силы.