К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ И М.А.ВОЛОШИН В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ XX ВЕКА

К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ И М.А.ВОЛОШИН В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ XX ВЕКА

© С.В.Кричевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1999 г.

В год 140-летия К.Э.Циолкоеского и 120-летия М.А.Волошина, живших на стыке XIX-XX веков и в первой трети XX века, обращение к их творческому наследию, порождённому свойствами эпохи, позволяет по-новому осмыслить итоги уходящего века. Потенциал человека и человечества, заражённых мечтами о сверхчеловеке и сверхцелях, в XX веке был канализирован в процесс необузданной индустриализации - путь насилия для достижения сверхцелей пространственной экспансии, что дало меньшей части комфорт и благополучие безумной ценой, заплаченной в войнах и другой деятельности, за счёт варварского воздействия на людей, Землю, Космос.

Философия техники трансформировалась в философию технократии: проблемы техники не были своевременно осознаны, дополнены и сбалансированы гуманитарным подходом. Культура давала шанс, но он был упущен.

Критически оценивая космическую философию, проекты К.Э. Циолковского, суть которых - экспансия в русле индустриальной парадигмы, итоги технократической реализации социальных утопий освоения космоса в XX веке в благих целях выживания и развития, правомерно констатировать не только успехи, но и издержки, обратный эффект, лавину новых проблем.

Яркий, но сравнительно малоизвестный пример гуманитарного подхода к проблемам техники - взляды М.А.Волошина - поэта, художника, критика, исследователя -мыслителя-космиста с открытым целостным восприятием мира - макрокосмоса Вселенной и микрокосмоса человека, стремившегося к синтезу опыта человечества, проникновению в суть жизни. Он ощущал, предвидел грядущие потрясения и катастрофы для России и всей цивилизации, пытался найти путь и способ достижения гармонии, где высший приоритет - человек, жизнь, а не машина, государство, общество. Его философия - это неприятие: технократизма как идеологии насилия, воплощённого в машине; нарастающего процесса саморазмножения машин, всё более порабощающих создателя-человека; насилия над природой даже из благих побуждений познания; оскопления души, разрушения духовности, замены суррогатами. Вершина и концентрат философии Волошина - цикл поэм "Путями Каина: трагедия материальной культуры" (1926 г.).

Ключевая проблема философии техники - проблема человека: злейший враг и одновременно спаситель самого себя человек. Возможно ли существование человека, сосуществование с собой, с техникой и природой без разрушения человека и природы? Если "да", то как? Это коллизия философии успеха и философии ненасилия, философия Волошина содержит ответы - зёрна истин, идей, смыслов, дополняющих и развивающих космизм, философию техники, дающих новые всходы на биосферно-ноосферной почве.

Необходимо новое, единое прочтение и переосмысление Циолковского и Волошина в условиях глобального кризиса при переходе в XXI век. Попытка исследования системы взглядов двух выдающихся мыслителей - модель-прообраз синтеза технократического и гуманитарного подходов.