КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛЕГКИХ САМОЛЕТОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА МИРОВОМ РЫНКЕ
© В.В.Ефимов, М.Г.Ефимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1999 г.
К.Э. Циолковский в своих работах в области авиации дал описание самолета-моноплана, отличавшегося крылом толстого профиля с закругленной передней кромкой и фюзеляжем обтекаемой формы. Используя современную терминологию можно сказать, что такой самолет имел более высокий технический уровень, по сравнению с другими. В современных условиях превосходство в техническом уровне одного самолета перед другими обеспечивает его высокую конкурентоспособность на рынке авиационной техники.
В докладе приводятся результаты оценки конкурентоспособности легких самолетов (с максимальной взлетной массой до 6000 кг) российского производства на мировом рынке, предназначенных, в частности, для эксплуатации в составе авиации общего назначения (АОН).
Конкурентоспособность самолета можно определить как отношение его потребительной стоимости к цене. При этом потребительная стоимость самолета зависит от его летно-технических и эксплуатационных характеристик. В отсутствии информации об эксплуатационных характеристиках самолетов рассматриваемого класса использование такого широко известного критерия, как себестоимость тонио-километра, невозможно. Однако, имеющаяся информация о летно-технических характеристиках (ЛТХ) этих летательных аппаратов (ЛА) позволяет по специальной методике количественно оценить их технический уровень. Конкурентоспособность можно оценить по критерию "технический уровень - цена". В отсутствии информации о ценах можно определить, например, как должны соотноситься цены сравниваемых самолетов, чтобы их конкурентоспособность была одинаковой.
На основе расчетов технического уровня легких российских самолетов относительно известных - летательных аппаратов зарубежного производства сделан прогноз конкурентоспособности отечественной авиационной техники на мировом рынке, а также показаны пути ее повышения.