КОСМИЗМ И.А.ЕФРЕМОВА И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1999 г.
1. И.А.Ефремов, особенно известный как выдающийся писатель-фантаст, был также замечательным палеонтологом. Им высказаны интересные мировоззренческие соображения, которые характеризуют его как крупного представителя русского космизма, последователя К.Э. Циолковского. Между тем, космизм Ефремова исследован пока очень мало, или, что еще хуже, иногда подвергается прямому искажению (автору пришлось однажды услышать, например, доклад, в котором Ефремов рассматривался как человек религиозно ориентированный; на самом же деле он был убежденным атеистом, резко выступавшим, в частности, против христианского антропоцентризма).
2. Ефремов разделял оба принципа русского космизма, разрабатывавшихся Циолковским (неразрывная связь человека и космоса и космическое будущее человечества). Но они имеют у него специфическую окраску, выражаемую контекстом его мировоззрения.
Свое мировоззрение Ефремов определял как "диалектический материализм", подчеркивая однако, что это - "очень старое философское направление, которое в оккультных книгах имеет название "Great Mystery of Duplicity (or Double)". Диалектический ход мысли, по Ефремову, - стремление рассматривать каждый факт или событие как "сумму двух противоположностей". Эти взгляды Ефремов резко противопоставлял "односторонним официальным суждениям".
3. Вселенная, согласно Ефремову, однородна на уровне законов. Она представляет собой такой взаимосвязанный комплекс, что в принципе мы можем "открыть все" и "предсказать любые открытия" - но только "если мы сформулируем события с удовлетворительной ясностью и учитывая общие физические параметры Вселенной". В то же время Вселенная представляет собой суперсложную систему. В результате является то, что "так называемые предсказания" в современной науке, научные прогнозы становятся все более и более "неудобоваримыми и бесполезными". Мы буквально поюнули в. глубоком океане фактов и экспериментов, а наука становится похожа на Вавилонскую башню, постепенно разрушаемую самими учеными, считал Ефремов.
4. Ефремов обосновывал идею ортогенеза, т.е. направленности развития жизни, ее неуклонного стремления к сложным высокоорганизованным формам, вплоть до мыслящих существ. В этом контексте он выступал против ортодоксального дарвинизма, считающего, что путь органической эволюции слеп, подчинен только случайностям естественного отбора. При слепой случайности эволюции разумная жизнь, облеченная в непредсказуемую форму и химический состав, заведомо не должна иметь ничего общего с земной. С точки зрения ортогенеза эволюция идет иначе. Она представляет собой направленный процесс, адаптирующийся к условиям существования на каждом уровне геологического времени. Всякое существенное усовершенствование организмов вызывает новую вспышку образования видов, во время которой экологические ниши заселются новыми видами, лучше организованными, чем прежние, уничтоженные естественным отбором. Однако количество этих ниш на поверхности Земли ограниченно. В результате появляется конвергенция, т.е. принятие разными организмами сходной формы, образа жизни, способа питания и характера поведения, чем выше мы поднимаемся по лестнице эволюции, тем чаще и глубже конвергенция. Слепая сила естественного отбора становится "зрячей" в том смысле, что получает направленность, непрерывно действующую в течение всей органической эволюции на Земле. В ходе эволюции организмы приобретают "наибольшую возможную независимость от внешней среды". По мнению Ефремова, для человека не характерна адаптация к какой-либо узкой экологической нише - и в этом одно из самых поразительных его свойств, определяющее возможность космической экспансии.
5. Ефремов довольно часто употреблял метафору или образ "лезвие бритвы", которая имеет у него статус всеобщего признака бытия, познания, социальной деятельности. Вот несколько смыслов этой метафоры: а) лезвие бритвы - это узкий канал эволюционного процесса, параметры которого определяет общий ход эволюции ("коридор естественного отбора"); б) лезвие бритвы - принцип диалектического (двустороннего) познания; в) лезвие бритвы - высшая тонкость решэний, исследований, законов, морали и выбора направления социального прогресса.
Метафора "лезвие бритвы" вызывает сейчас значительный резонанс в контексте антропного принципа. Она фиксирует крайнюю узость возможных изменений космологических параметров, которые создают условия для эволюции к высшим формам жизни и разума во Вселенной. Но означает ли это, что предопределен - причем самым жестким образом - также исторический процесс, который должен допустить существование только такого пути, который привел бы к появлению такого типа рациональности, в рамках которого антропный принцип является осмысленным? Иными словами, не содержится ли в антропном принципе - "антропный исторический принцип", накладывающий ограничения на человеческую историю, духовную культуру, предполагая ее протекание в строго определенном направлении? Это было бы
слишком гипертрофированным пониманием ортогенеза! По мнению автора, такая интерпретация эволюционных процессов so Вселенной не является единственно допустимой. Не исключен альтернативный, синергетический вариант: и Всвленная, и человеческое общество, и гипотетические знеземные цивилизации в своем начальном состоянии содержат наборы аттракторов, задающих определенное разнообразие возможных путей эволюции. Это касается и процесса познания. Тогда вполне естественно, что набор культурных матриц, содержавшийся в античности и древней восточной мудрости, вызывает "притяжение" со стороны наук не только XYI-XYII, но и XX веков, вплетаясь в основания современного научного поиска и определяя его горизонты. Но и когнитивные процессы поливариантны.
6. Общие законы, действовавшие и действующие в процессе эволюции жизни на Земле, согласно Ефремову - те же самые, что и на планетах Солнечной системы и отдаленных звезд. Если принять, что белково-кислородно-водная жизнь наиболее распространена во Вселенной, то наша планета может рассматриваться как гигантская лаборатория космических процессов эволюции жиз^и на пути ее самоусовершенствования. Это позволяет предсказать ход развития разумной жизни также в иных мирах.
Поскольку, считал Ефремов, есть основания полагать, что все разумные существа во Вселенной имеют сходное строение, причем пути биологического, технологического и социального прогресса характеризуются у них очень близким сходством, то процессы освоения космоса должны совпадать в общих чертах у разных космических цивилизаций.
7. Согласно взглядам Ефремова, "коммуникация с разумным существом любой планеты, прошедшим неизбежный путь исторического развития и получившим мозг, построенный по тем же самым законам для решения аналогичных проблем, конечно возможна, как возможно и понимание, если не эмоционально-социальное на первых порах, то во всяком случае - в области технико-информационной. Уверенность в этом дают великая конвергенция и закономерность появления интеллекта из первоначального хаоса многообразных форм жизни Земли".