МАССОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ВЫСОТНОГО ДИРИЖАБЛЯ
© Л.Б.Сазонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
1999 г.
Возрождение и дальнейшее развитие отечественного дирижаблестроения, направленное на создание совершенных длительнодействующих аэростатических летательных аппаратов, влечет за собой необходимость разработки новых и нетрадиционных источников энергии и способов энергоснабжения. Одним из таких способов является использование системы направленной передачи (СНП) СВЧ-энергии. Применение подобной СНП позволило бы удалить с борта высотного дирижабля (ВД) тяжелые источники энергии и повысить его летно-технические характеристики.
Для энергоснабжения ВД дискообразной формы диаметром 100 м и необходимой мощностью на борту в 15 МВт получены следующие энергетические характеристики элементов СНП СВЧ-энергии. Бортовая ректенна должна иметь на входе мощность СВЧ-энергии 1.67 МВт, наземная антенна должна излучать узкий луч СВЧ-энергии мощностью 3 Мвт и на генератор необходимо подать 3,3 - 3,6 МВт электроэнергии постоянного тока.
Для определения массы бортовой ректенны использована ее модель в виде решетки полуволновых вибраторов.
Расчет массы рассмотренной модели ректенны показал, что для оптимального по КПД диапазона длин волн от 5 до 10 см масса ректенны линейно увеличиватся от 3 до 5 тонн. Причем, основной "вклад" в массу ректенны вносит радиопрозрачное заполнение.
Полученная масса ректенны достаточно велика, но она является реальной для использования на рассматриваемом ВД и не выходит за пределы его грузоподъемности.