МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХ СВОЙСТВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ КОСМОНАВТОВ
© Б.А.Наумов, В.Н.Трофимов, Л.Е.Шевченко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
1999 г.
Основная целевая функция технических средств подготовки космонавтов (ТСПК) характеризуется их обучающими свойствами, которые определяют наиболее важное потребительское качество. В настоящей работе рассматривается методология оценки обучающих свойств ТСПК, основанная на системном подходе, который включает следующие положения.
1. Оценка обучающих свойств ТСПК как эргатической системы управления включает рассмотрение составляющих ее звеньев: человека-оператора, изделия и среды, в которой происходит/функционирование системы.
2. В качестве обобщенного показателя обучающих свойств ТСПК предлагается использовать показатель работоспособности Qтспк. Этот показатель является комплексным и может быть представлен в виде меры полных ресурсов работоспособности Q(Qa, Qn), включающих две компоненты: актуализированные Qa (реализованные в процессе достижения целевой функшга)ресурсы работоспособности и потенциальные Qn (нереализованные в процессе достижения целевой функции) ресурсы работоспособности.
3. Возможность перераспределения полных ресурсов работоспособности в процессе функционирования ЭСУ между компонентами в виде актуализированных и потенциальных ресурсов работоспособности в интересах обеспечения выполнения целевых функций различных уровней иерархии.
4. Оценка показателя обучающих свойств ТСПК происходит путем сравнения характеристик оцениваемого изделия с характеристиками эталона.
Критерием оценки обучающих свойств в этом случае будет степень адекватности векторов работоспособности ТСПК - Отспк и реального объекта -Qpo по результатам выполнения тестовых задач одним и тем же подготовленным экипажем (членом экипажа).