МИР ЦИОЛКОВСКОГО И КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ

МИР ЦИОЛКОВСКОГО И КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ

© Г.И.Ловецкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.

Содержательной стороной кризиса отечественного образования является неадекватная задачам общества парадигма обучения и воспитания школьников. Работы Циолковского содержат явные указания на контуры устройства общества, в котором научно-технические идеи будут органично связаны с решением социальных и интеллектуально-творческих задач, указаны глобальные проблемы, с которыми столкнется человечество. Их решение находится на пути творческого преобразования мира, самоотверженного служения красоте, совершенству и разуму, содействия всего самобытного, что есть в человеке.

Нынешним школьникам предстоит практически решать такие фантастические проекты, как преодоление экологической катастрофы, создание основ для космической энергетики и средств связи. Отсюда тактические цели образования - формирование представления о вероятностном характере физико-химических и энергетических процессов, об изменчивости и подвижности организованных форм жизни и социальных систем, об уникальной роли человека.