МИРОВОЗЗРЕНИЕ К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО В KOHTEKCTЕ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Пленарное заседание
1999 г.
1. Идеи русского космизма переживают сейчас своеобразный ренессанс. В частности, вызывает большой интерес мировоззрение К.Э. Циолковского, проводятся ег исследования, выявляется его эвристическая роль осмыслении глобальных проблем, прогнозировани будущего цивилизации. Отнюдь не замалчиваются и те аспекты космической философии Циолковского, которые вступают в конфликт с ценностями современной культуры (например, идеи уничтожения низших форм жизни и замены их высшими, искуственного создания "постчеловека" и др.). К сожалению, за последнее время эти аспекты, нередко произвольно вырванные из контекста всячески раздуваются, и все содержание космической философии сводится исключительно к ним. Тем самым смысл мировоззрения Циолковского совершенно деформируется. Даже высказано намерение "покончить с ней" (т.е. с космической философией) "раз и навсегда, разоблачив ее как антинаучную и антигуманную разновидность религии, скорее даже сектанста, откровенной мистики и мракобесия" (рукопись Г.М.Салахутдинова "Блеск и нищета К.Э. Циолковского"). "Разоблачением" космической философии занялось и телевидение.
Конечно, желание покончить "раз и навсегда" с какой-либо мировоззренческой системой просто смехотворно, тем более, когда исходит оно от неспециалиста. На это можно было бы и не обращать внимания. Но поскольку космическая философия антиномична, соединяя в себе порой взаимоисключающие идеи и принципы, ощущается необходимость еще раз обсудить вопрос: как сочетаются в ней ценности гуманизма с идеями, которые расцениваются в современной культуре как антигуманные?
2. Мировоззренческая концепция Циолковского возникла на "перекрестке" основных традиций западной, восточной и русской философии (отсюда, между прочим, и ее антиномичность). Вот почему утверждения, что "К.Э. Циолковский не разбирался ни в одном философском течении, в том числе и в диалектическом материализме (!)" (цитата из той же рукописи) - не более, чем абсолютное неведение. На самом же деле Циолковский, хотя он и не был профессионалом-философом, достаточно хорошо знал таких мыслителей, как Платон, Демокрит, Лейбниц, Декарт, Кант; заметно сильное влияние на него философии общего дела Н.Ф.Федорова. В своей мировоззренческой концепции К.Э. Циолковский в чем-то разделял взгляды названных мыслителей, в чем-то с ними полемизировал, многие проблемы решал по-своему. Но диалектический материализм он действительно стал изучать лишь в последние годы жизни, и в своей философии не использовал.
Одна из антиномий космической философии состоит, как уже отмечалось, в попытке соединить идеалы и нормы техногенной цивилизации с ценностями традиционного типа, как это и происходило в России на рубеже XIX-XX веков. Другая антиномия - причудливое сочетание в ней христианских, буддистских, эзотерических представлений. С одной стороны, - Циолковский готов следовать заповедям "галилейского учителя", с другой - рисует картины загробной жизни, резко отличные от христианских и навеянные, насколько можно судить, учением о реинкарнациях. Понятие Бога в мировоззрении Циолковского имеет различные смыслы: причина Вселенной, космос, высшие существа космоса. По словам Циолковского "мы должны признать существование множества богов разных рангов" (К.Э. Циолковский. Есть ли Бог? [2-ой вариант]. Но это осталось неизвестным "ниспровергателям", которые из всех этих смыслов выделяют только один - космос.
Космическую философию невозможно свести к какой-то одной из сторон ее антиномий, а надо рассматривать в целом. Современные же "ниспровергатели" этой концепции, утверждая, что им удалось реконструировать ее смысл, полностью игнорируют антиномичность мировоззрения Циолковского. Вне пределов их понимания остается очевидный факт: философские идеи, созвучные культуре какой-либо эпохи, способны вызвать в ней отклик, тогда как устаревшие или временно невостребованные, не оказывают влияния за пределами узкого круга исследователей. Это в полной мере относится и к философии Циолковского. Основная ее мировоззренческая идея - неизбежность космического будущего человечества, которую он развивал вслед за Федоровым, буквально пронизывает культуру наших дней. Эта идея отвечает высшим эталонам гуманизма, поскольку высказана с целью обозначить пути спасения человечества. Оправдались и многие другие размышления Циолковского о мире и человеке. Что же касается так называемых "реакционных", "фашистских" идей Циолковского, то они выражали такой способ осуществления идеалов гуманизма, которые в контекст современной культуры не вписываются. Практически никакого воздействия на духовную жизнь они не оказывают, и "сражаться" с ними едва ли имеет большой смысл (тем более, если сама суть этих идей осталась недостаточно понята). Сама культура безошибочно производит отбор мировоззренческих ценностей, в которых ощущается потребность. Иными словами, решение философских антиномий выступает уделом практического разума. Но в любом случае, при всех своих антиномиях, мировоззрение основоположника космонавтики вызывает огромный интерес, тогда как никакого позитивного содержания в рассуждениях его критиков что-то незаметно.
3. В фокусе космической философии Циолковского была поставлена фундаментальная проблема жизни и смерти. Она не решена современной культурой и вызывает столкновения религиозных и философских течений. Мы можем соглашаться или не соглашаться с идеями Циолковского о том, что "смерти нет" и "все живо". Тем не менее идея "живой Вселенной", заимствованная из восточной философии, приобретает новые смыслы, в современной культуре и оказывает на нее возрастающее влияние.
Работа выполнена при содействии РГНФ, проект 98-03-04254А.