НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ШУМУ ЛИЦ АВИАКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ШУМУ ЛИЦ АВИАКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© С.В.Скребнев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы космической медицины и биологии"
1999 г.

Клинические методы аудиологического контроля за состоянием органа слуха лиц авиакосмического профиля даже на уровне госпитального звена ограничены проведением лишь стандартной тональной пороговой аудиометрии на частотах от 125 до 8000 Гц, изменения при которой регистрируются уже при возникновении практически необратимых изменений волосковых клеток кортиева органа. Одним из перспективных является метод импедансометрии.

Для изучения возможности использования импедансометрии для объективной оценки

индивидуальной чувствительности лиц авиакосмического профиля к шуму разработана специальная акустическая нагрузочная проба, которая заключалась в подаче на хуже слышащее ухо широкополосного шумового сигнала, равномерно распределенного в диапазоне частот 125 Гц - 10 кГц с интенсивностью 100 дБ в течение 10 минут. До и после пробы проводилась тональная пороговая аудиометрия и регистрировались наиболее информативные показатели импедансометрии на частоте 4000 Гц: порог АР, латентное время АР и показатель его затухания. Было показано, что показателями нормальной реакции слухового анализатора на кратковременное воздействие шума является повышение порога слуха на 3 дБ и более, повышение порога АР и его латентного времени, коррелирующее с тональными порогами, а также сохранение или увеличение % сохранения амплитуды АР (затухание АР). Такая направленность изменений после воздействия шума свидетельствует о хорошей компенсаторной способности слухового анализатора (нормальный тип адаптации). Противоположные изменения указанных показателей трактуются как снижение адаптации органа слуха к шуму и наличие повышенной индивидуальной чувствительности

(дезадаптация).

Данная методика была апробирована на лицах авиакосмического профиля, в условиях госпиталя и показала высокую достоверность.