НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
© А.В.Лыфенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.
Рассмотрение научного, литературного, педагогического творчества К.Э. Циолковского представляет возможность реализовать принцип историзма в практике педагогического образования, который проявляется в преподавании таких дисциплин как: история педагогики, философия и история образования, история математики, химии или физики. Однако анализ современного состояния обучения в педагогических университетах говорит о том, что принцип историзма в преподавании методик специальных дисциплин не реализуется.
Таким образом, возникает необходимость в разработке специальных курсов историко-методической направленности, что неизбежно ставит ряд проблем, среди которых можно назвать такие: определение принципа отбора содержания курса и способа структурирования учебного материала.
Здесь видятся следующие подходы:
- рассмотрение русской методической школы в контексте отечественной педагогической традиции на краеведческом материале (К.Э. Циолковский, А.Я.Хинчин, П.Л.Чебышев, Е.Р.Дашкова);
- рассмотрение становления русской методической школы под влиянием европейской;
- изучение истории методических идей в контексте диалога культур.
Среди способов структурирования учебного историко-методического материала можно назвать следующие: хронологический, тематический, монографический.
Преподавание дисциплины историко-методической направленности неизбежно столкнется с проблемой огромного объема изучаемой и анализируемой студентами литературы, которая в большинстве своем будет представлена первоисточниками и значит, будет трудно доступной. Использование компьютерных технологий дает возможность снять эту проблему.