Н.Ф. ФЕДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ВОЛЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ

Н.Ф. ФЕДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ВОЛЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ

© В.А.Коваленко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
1999 г.

1. Целью настоящего доклада является раскрытие взглядов этих двух выдающихся русских мыслителей на проблему человеческой свободы. Они видели ее в достижении человеком власти над обстоятельствами своего бытия. Причем, в сумме этих обстоятельств совершенно исключительное ("центральное") место ими отводилось закону смертности всех живых существ.

2. Федорову принадлежит безусловно оригинальная утопическая идея "патрофикации и регуляции природы" - как Проект воскрешения средствами науки и техники всех ранее живших поколений людей, а также преображения космоса по законам высшей справедливости и красоты и управление протекающими во Вселенной процессами. Осуществление указанного Проекта и означало бы обретение человеком своей почти(!) абсолютной свободы. Циолковского, в целом принимавшего данную идею, в этой связи занимал вопрос о конкретных путях достижения человеком своего бессмертия, а также завоевания им космических пространств.

3. Основанием грядущего бессмертия человека должно оказаться, полагал Циолковский, бессмертие атома-духа как универсального кирпичика мироздания Именно комбинации из миллиардов таких атомов способны создавать принципиально бессмертные живые и разумные существа. Но мысль о "практическом бессмертии" человека как достигаемом не в отдаленном, а в обозримом будущем также занимает ученого. В своей проектирующей деятельности он сполна отдает дань механическим представлениям о свойствах живого и вытекающих из этого возможностях прогрессирующей эволюции человека.

4. В качестве средства завоевания человеком Вселенной Циолковский рассматривает ракету на жидком топливе. Приоритетное авторство в разработке самого Первого проекта такой ракеты принадлежит самому ученому.

При этом вопрос о "практическом бессмертии" (как не ограниченном никакими рамками долгожительства) оказыьлется неизбежно связанным с вопросом о необходимости для космонавтов, странствующих в необозримых космических просторах, сохранности их жизней и практической работоспособности в течение не десятков и даже сотен, а, возможно, тысяч лет.