НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ В ГМИК ИМ. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
© А.Н.Константинова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
1999 г.
В докладе рассматривается этапное становление работы с детьми в музее технического профиля. Методически обосновываются сложившиеся в течении 10 лет формы работы: тематические циклы экскурсий, различные циклы лекций вне музея, ролевые игры, малые Чтения КЭЦ, занятия в планетарии.
Все годы, ведя эту традиционную работу, мы стремились преодолеть проблемы, связанные с профилем музея. Решение этой проблемы потребовало изменить взгляд на образовательную концепцию музея: постепенно информационно-иллюстративную модель мы начали сменять коммуникативной. Эта новая форма общения с детской аудиторией основана на идеях развивающей педагогики, сначала такая форма общения реализовывалась в создании игровых ситуаций при проведении тематических экскурсий, затем родилась совершенно новая форма работы, которую мы условно назвали КВН. КВН представляет собой своеобразную интеграцию разных форм работы с детьми, но использованных в новом ракурсе: здесь есть элементы беседы, викторины, игры, соревнования в быстроте реакций и выполнении заданий, здесь есть даже элемент лекции. Но все это - на базе воображения, фантазии, что и делает мероприятие динамичным и привлекательным для детей. Ребята бывают поставлены в условия, когда нужно использовать и добывать знания, проявлять смекалку и наблюдательность, даже потрудиться, хотя труд этот сопряжен с радостью и игрой.
Разработаны и реализованы уже 10 игровых программ, различных по своей фабуле. Темы игровых программ, естественно, связаны с миром космоса. Особые страницы в них - конкурсы, связанные с деятельностью К.Э. Циолковского. Один из КВН-ов посвящен ему полностью. Он так и называется - "Великий Калужанин".
В докладе рассказывается о различных темах игр и рассматриваются методические основы составления игровых программ для школьников разных возрастов.